главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Особенности применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению


ВИКТОР БЕЛЯКИН ,
начальник отдела
Министерства труда
и социального развития Российской Федерации


ВВЕДЕНИЕ

Действующая в Российской Федерации система льготного пенсионного обеспечения сложилась еще в 50-е годы в условиях социалистической системы и за все время практически не претерпела изменений, хотя попытки к этому были в 70-е и в 90-е годы (в период утверждения новых Списков N 1 и 2).

Суть льготного пенсионного обеспечения заключается в снижении возраста (на 5 или 10 лет, а для некоторой категории работников пенсия назначается без возраста в зависимости от специального стажа) выхода на пенсию по старости работникам, которые определенное время трудились на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и тем самым подвергали себя риску профессиональной утраты трудоспособности. Среди предоставляемых льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, спецпитание и др.) льготное пенсионное обеспечение является наиболее существенной, поскольку льготная пенсия в отличие от других льгот и компенсаций предоставляется как в период работы, так и после ее оставления и выплачивается пожизненно. Все это предопределяет особый интерес к льготному пенсионному обеспечению трудящихся и предпринимателя и государство, которое обеспечивает жизнедеятельность всей системы льготного пенсионного обеспечения путем совершенствования пенсионного законодательства.

Льготное пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым назначается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12) и пенсия за выслугу лет (статьи 78, 78.1, 78.2).

Круг лиц, которым предоставляются льготы по пенсионному обеспечению, в основном определен Списками соответствующих работ (профессий и должностей), утвержденных Кабинетом Министров СССР и Правительством Российской Федерации. Наибольшее количество получателей льготных пенсий (примерно около 80 %) содержится в Списках N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, которые в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517 на территории Российской Федерации применяются в полном объеме с дополнениями и изменениями.

В практике применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению возникает немало трудностей, обусловленных имеющимися несоответствиями в списках, разнообразием наименований профессий и должностей, а также большим количеством содержащихся в них производств. Сложности вызывает и то обстоятельство, что на недостаточном уровне находится работа по организации льготного пенсионного обеспечения на некоторых предприятиях (организациях). Это очень важный момент, поскольку работа по определению права на пенсионные льготы трудящихся начинается на предприятиях (организациях). Если правильно будет представлен к назначению досрочной пенсии работник, то не будет нарушено законодательство при назначении и выплате ему пенсии.

Чтобы правильно представить работника к назначению пенсии на льготных условиях, необходимо установить на основании подтверждающих документов полное соответствие между фактически выполняемой или выполнявшейся работой конкретным работником и работой, предусмотренной Списками.

Списки составлены по производственному признаку, т.е. по видам производств, которых насчитывается около ста. Поэтому, в первую очередь, необходимо определить производство, к которому относится выполняемая работа. Это первое условие, необходимое для определения права того или иного работника на льготное пенсионное обеспечение.

В некоторых случаях (если это прямо вытекает из законодательства) необходимо подтвердить занятость конкретного лица в определенном структурном подразделении предприятия или производства (в цехе, на участке, в отделении) Это второе условие, которое может быть обязательным для определения права на пенсионные льготы.

В Списках указаны наименования профессий рабочих и должностей руководителей и специалистов, поэтому третьим условием для возникновения права на льготное пенсионное обеспечение является установление соответствия наименования профессии (должности) того или иного работника профессии или должности, предусмотренной Списками.

Большинству работников для определения их права на льготное пенсионное обеспечение наряду с указанными условиями необходимо подтвердить постоянную занятость в течение полного рабочего дня на определенных работах (определенным способом, с определенными веществами, на определенном оборудовании и т.д.) Поэтому четвертое условие заключается в правильном подтверждении уточняющими справками характера работы и условий, при которых назначается досрочная пенсия.

Рассмотрим последовательно эти условия.

Производства в Списках. Как отмечалось выше, Списки N 1 и 2 составлены по производственному признаку. Каждому разделу и подразделу соответствует определенный вид производства. Как показывает практика применения и разъяснения законодательства о льготном пенсионном обеспечении, еще нередко допускаются ошибки, которые могут привести к конфликтной ситуации. Одной из таких наиболее характерных ошибок является приравнивание работ (профессий, должностей) к аналогичным в Списках работам без учета связи с определенным видом производства. Поэтому, рассматривая вопрос о праве работника на льготное пенсионное обеспечение, следует, в первую очередь, определить, какой раздел или подраздел Списков применим в том или другом случае, то есть необходимо установить, к какому производству следует относить технологический процесс, в котором занят работник.

В ряде случаев такое определение не вызывает затруднений, если уже само название предприятия (организации) или его структурного подразделения свидетельствует о наличии в нем того или иного производства (ватная фабрика, литейный завод, доменный цех, обрубной участок литейного цеха, кузнечный цех). Основанием для отнесения к какому либо производству, указанному в Списках, определенных работ могут быть технологический регламент, утвержденные проектные задания, документы плановых и производственных отделов, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, каждый выпуск которого представляет перечень профессий конкретного производства. Поясним это на примере: на металлургическом заводе имеется литейный цех, в составе которого находится сталелитейный участок, производящий литье. Возникает вопрос, по какому подразделу, разделу и Списку следует назначать пенсию рабочим этого участка. Учитывая, что продукцией металлургического производства является металл в слитках, а литейного производства литье в виде изделия или литье для изготовления деталей машин и приборов, право работников такого участка на льготное пенсионное обеспечение должно определяться по подразделам "Литейное производство" раздела " Металлообработка" Списков N 1 и 2.

Списки N 1 и 2 применяются на предприятиях (организациях) всех форм собственности независимо от их ведомственной принадлежности (за исключением некоторых разделов, например, раздел " Химическое производство"). Так, производство изделий из пластмассы может быть организовано на государственном предприятии, в акционерном обществе или на частном предприятии. Во всех случаях работники, занятые на выполнении указанных работ в профессиях и должностях, предусмотренных Списками, будут иметь право на льготное пенсионное обеспечение. При этом не имеет значения отраслевая (ведомственная ) принадлежность предприятия или организации.

Рабочие, руководители и специалисты НИИ, конструкторских бюро и образовательных учреждений приобретают право на указанные льготы, если заняты в опытных производствах (заводах, цехах, участках, отделениях) в профессиях и должностях, предусмотренных Списками. Это объясняется тем, что такие подразделения НИИ, КБ и ВУЗов, как правило, структурно выделены, могут находиться на самостоятельном балансе, их деятельность осуществляется в соответствии с производственным планом или госзаказами с утвержденной численностью работников. Тарификация рабочих осуществляется по выпускам ЕТКС тех отраслей экономики, к которым относится данное производство. При этом не обязательно, чтобы такие производства имели название "опытные" (опытный завод, опытный участок и т.д.). Главное, чтобы они по своему предназначению были опытными, а названия они могут иметь самые различные. Характер работы и условия труда в таких производствах, как правило, не отличаются от характера работы и условий труда работников промышленных предприятий (организаций). Характер работы и условия труда работников отделов и лабораторий НИИ, КБ и ВУЗов отличаются от характера работы и условий труда, указанных выше работников, поэтому они пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение в том случае, когда прямо предусмотрены Списками. Например, в разделе ХХП Списка N 1 и в разделе ХХХП Списка N 2 предусмотрены работники научно-исследовательских институтов, лабораторий, конструкторских, опытно-конструкторских организаций, занятые с радиоактивными веществами определенной активности.

Работники лабораторий предприятий также приобретают право на пенсионные льготы, если прямо указаны в Списках. Например, работники цеховых лабораторий предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности.

СТРУКТУРА В СПИСКАХ

Определив, к какому производству, а значит, к какому разделу или подразделу Списков относится выполняемая работа, следует выяснить, а все ли работники этого производства пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, так как в ряде случаев возможность назначения досрочной пенсии зависит от структурного подразделения, в котором занят работник. То есть, если в Списках указаны не только производства, но и определенные цехи или участки, то льготное пенсионное обеспечение предоставляется работникам в том случае, если в организации (предприятии) имеются такие структурные подразделения. Например, в Списке N 1 (раздел ХV) предусмотрены рабочие, руководители и специалисты, занятые в определенных цехах, отделениях, участках: штапельных, химических и др. Работники предприятий искусственного и синтетического волокна, занятые в других структурных подразделениях, которые не предусмотрены в Списке N 1, правом на пенсионные льготы не пользуются. Или, например, в литейном производстве (раздел Х1 Списка N 1) предусмотрены мастера участков, старшие мастера участков плавильных, заливочных,(разливочных), кокильно-заливочных, термообработки литья и обрубных отделений, пролетов и участков. Мастера, руководящие другими структурными подразделениями этого производства, приобретают право на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2. Например, мастера формовочных, землеприготовительных и стержневых участков.

Таким образом, если назначение досрочной пенсии работнику зависит от того, в каком структурном подразделении он занят, то ему необходимо подтвердить наличие в организации (предприятии) того подразделения (цеха, участка или отделения), работа в котором дает право на пенсионные льготы, а также постоянную занятость его в этом подразделении.

Многие работники, предусмотренные Списками, пользуются правом на досрочную пенсию, если заняты выполнением работ на горячих участках. Например, в подразделе 5 (раздел Х1 Списка N 1) предусмотрены стропальщики, занятые на горячих участках работ. Иногда органы по назначению пенсий требуют от таких работников подтверждения, что данный участок является структурным подразделением того или иного производства. Такая практика явно ошибочная. В данном случае имеется в виду не структурно выделенный участок, а всего-навсего участок работ, на территории или в зоне которого занят работник. Здесь необходимо, чтобы участок по результатам замеров воздушной среды являлся горячим.

Следует иметь в виду, что под структурно выделенным участком или отделением понимается подразделение, за которым закреплен производственный мастер, осуществляющий руководство этим участком или отделением.

Профессии рабочих и должности руководителей и специалистов Определив производство и его структуру, можно приступить в вопросу о соответствии выполняемой работы, а также наименования профессии и должности работников тем работам, которые предусмотрены Списками. В ряде случаев для представления работника к назначению досрочной пенсии достаточно данных, имеющихся в трудовой книжке о наименовании профессии или должности. Например, таких сведений достаточно для предоставления пенсионных льгот вагранщикам, ковшевым литейного производства, машинистам разливочных машин в доменном производстве, выставщикам и садчикам в производстве глиняного кирпича, черепицы и керамических блоков. Для работников этой категории нет необходимости представлять дополнительные сведения о характере работы или условиях труда, так как эти требования не вытекают из законодательства. В данном случае достаточно записи в трудовой книжке. Но вместе с тем, когда в результате встречной проверки органами по назначению пенсии будет обнаружено, что такие работники выполняют работы, которые не соответствуют наименованию их профессии, или совмещают работы, одни из которых не дают права на пенсионные льготы, то в этих случаях не имеется оснований для предоставления льготного пенсионного обеспечения. В некоторых случаях в трудовой книжке работника может быть записано наименование профессии, которое не предусмотрено в Списках (это, как правило, касается более ранних периодов), хотя характер выполнявшейся им работы соответствует профессии, работники которой пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение. Здесь может быть две ситуации: первая, когда у работника в трудовой книжке записано местное(устаревшее) наименование профессии, не предусмотренное действующим на тот период тарифно-квалификационным справочником, и вторая, когда в трудовой книжке указано наименование профессии, имевшееся на тот момент в тарифно-квалификационном справочнике, и которое в последствии без изменения характера работы было унифицировано в другое, которое предусмотрено списками на льготное пенсионное обеспечение. В обеих ситуациях работник не должен лишаться права на пенсионные льготы, для чего в первом случае устанавливается тождественность местных(устаревших) наименований профессий наименованиям профессий, предусмотренным в действующем ЕТКС и соответствующими разделами Списков N 1 и 2. Идентичность характера выполнявшихся работ и работ по профессии, указанной в Списках, устанавливается администрацией предприятия (организации), а окончательное решение о тождественности и зачете такого периода в специальный трудовой стаж принимается Минтрудом России или Пенсионным фондом Российской Федерации.

Во втором случае Минтрудом России издается разъяснение, которым приравниваются ранее действующие наименования и наименования профессий, предусмотренных в ЕТКС и Списках на льготное пенсионное обеспечение.

Основным условием для назначения досрочной пенсии является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах в профессиях и должностях, предусмотренных Списками. Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

При совмещении разных работ или профессий и должностей меняется характер работы, а следовательно, условия труда. Поэтому в таких случаях меняется и льготное пенсионное обеспечение. Так, пенсия по старости при совмещении работ назначается:

  • по Списку N 2, если одна из совмещаемых работ предусмотрена в Списке N 1, а другая в Списке N 2(при продолжительности работы, предусмотренной в Списке N 2 свыше 20% рабочего времени;
  • на общих основаниях, если работник совмещает работы, дающие и не дающие (свыше 20% рабочего времени) права на льготное пенсионное обеспечение.

В тех случаях, когда в Списках указаны производства и работы без перечисления профессий и должностей, право на льготное пенсионное обеспечение приобретают все работники независимо от занимаемой должности или наименования профессии. Равным правом на пенсионные льготы в таких случаях пользуются и ученики. Так, например, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1 пользуются все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче полезных ископаемых. Рабочие, руководители и специалисты химических предприятий, занятые в производствах химической продукции, перечисленной в Списках N 1 и 2 , пользуются правом на пенсионные льготы независимо от наименования профессии или должности. Для правильного решения вопроса администрация предприятия (организации) совместно с органами, занимающимися назначением пенсий, должна определить перечень профессий и должностей работников, которые заняты в таких производствах или работах. При необходимости предприятие (организация) может обратиться к местным органам государственной экспертизы условий труда. При этом для определения права на льготное пенсионное обеспечение таких работников могут быть использованы тарифно-квалификационные справочники, технологические карты, инструкции и другие документы.

В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, а также в Списках на льготное пенсионное обеспечение предусмотрены профессии под общим наименованием, например "литейщик" формовщик ручной формовки", аккумуляторщик". Вместе с тем в некоторых случаях рабочему может быть установлено производное наименование от профессии. При этом характер работы не меняется. Рабочие, которым установлены производные наименования от профессий, предусмотренных Списками, также пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение. Например, в разделе 1 Списка N 2 предусмотрены машинисты подъемных машин. Право на льготное пенсионное обеспечение в этом случае будут иметь старшие машинисты подъемных машин и их помощники. В соответствии с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК О16-94) к производным профессиям относятся " старший" и "помощник".

В некоторых разделах Списков предусмотрены начальники цехов и их заместители. Например, в подразделе 1, раздела Х1 Списка N 2 указаны начальники вышкомонтажных цехов и цехов по опробованию(испытанию) скважин, в разделе Х1V (подраздел 8) Списка N 2 предусмотрены начальники плавильных цехов. Определить право на льготное пенсионное обеспечение этих работников не трудно, так как здесь прямо указано наименование цехов, которыми руководят начальники. Начальники других цехов таких производств или организаций (в том числе технологических) права на льготное пенсионное обеспечение не имеют.

По другому решается вопрос о пенсионных льготах руководителей тех производств, где начальники подразделений предусмотрены Списками без указания названия цехов, которыми они руководят. В таких случаях речь может идти только о руководителях технологических цехов, т.е. тех подразделений, предприятий (организации), где осуществляется технологический процесс производства продукции. Например, в литейном производстве (Список N 2, раздел Х1V, подраздел 1), в производстве асбеста (Список N 2, раздел ХVП, подраздел 3) указаны начальники цехов и их заместители. Досрочная пенсия в связи с особыми условиями труда будет назначаться тем из них, которые руководят основными технологическими цехами, а именно: формовочными, заливочными, обрубными в литейном производстве, цехами буровзрывных работ, обогащения, дробильными и сушильными цехами производства асбеста. Начальники других цехов и их заместители (ремонтно-строительных, железнодорожных цехов, цехов контрольно-измерительных приборов и автоматики и т.д.), которые осуществляют работы по обслуживанию основных технологических цехов, права на пенсионные льготы не имеют, так как эти цехи не являются основными технологическими подразделениями.

Часто возникают вопросы в отношении заместителей начальников цехов. Это связано с тем, что у начальников цехов в зависимости от объема и характера производства может быть несколько заместителей с разными возложенными на них функциями (заместители по производству технической части, по подготовке производства, по строительству и т.д.). Если в отношении тех заместителей начальников цехов, которые предусмотрены в Списках с уточнением их обязанностей, не возникает трудностей при установлении права на льготное пенсионное обеспечение, то в тех случаях, когда эта категория работников предусмотрена Списками без уточнения их функциональных обязанностей, правом на льготное пенсионное обеспечение из них приобретают те, которые участвуют в технологическом процессе производства (заместители по технологии, по производству) или заняты ремонтом и обслуживанием оборудования (заместители по оборудованию, по ремонту).

Многие предприятия и организации в целях повышения качества ремонтных работ централизовали ремонтную службу, то есть вывели из состава производств и цехов работников, занимающихся ремонтом и обслуживанием оборудования в этих производствах. Учитывая, что в данном случае не меняется характер работы и условия труда ремонтников, а только происходят организационные изменения , за ними сохраняется право на льготное пенсионное обеспечение.

Работникам, занятым ремонтом и обслуживанием технологического оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и участках по профессиям и должностям, предусмотренным Списками для данного производства, пенсии назначаются по соответствующим разделам Списков N 1 и 2 независимо от того, состоят они в штате производственных цехов или специализированных ремонтных организаций. Например, слесари-ремонтники, электромонтеры, огнеупорщики, выполняющие ремонтные работы в металлургическом производстве, будут иметь право на пенсионные льготы независимо от того, являются они работниками металлургического предприятия (организации) или состоят в штате специализированной организации, поскольку эти профессии прямо предусмотрены в соответствующих разделах Списков N 1 и 2.

Для таких работников осложняется доказательство занятости их на работах, дающих право на пенсионные льготы. Если таким работникам, как слесарю-ремонтнику доменного или сталеплавильного цеха, нет необходимости подтверждать, что он ремонтировал оборудование именно этих цехов, то для ремонтного персонала специализированных ремонтных организаций в каждом случае необходимо документальное подтверждение его постоянной занятости в течение полного рабочего дня на работах в профессиях и должностях, предусмотренных Списками. Если же указанные работники не заняты постоянно на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, то для них Разъяснением Минтруда России от 22 мая 1996 года N 5 предусмотрена возможность подсчета специального трудового стажа по фактически отработанному времени. При этом минимальной расчетной величиной может быть только рабочий день, в течение которого работник был занят в особых условиях труда.

Особенностью пенсионного законодательства является то, что для правильного решения вопросов по льготному пенсионному обеспечению необходимо обладать не только юридическими знаниями (хорошо ориентироваться в законодательстве), но и технологическими (знать технологию производства, тарификацию работников и т.д.). Практика применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению показывает, что льготная пенсия в большинстве случаев назначается вне зависимости от реальных условий труда на рабочих местах, отсюда до 30 % работников, на которых распространяются пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях труда. Еще больше пенсионеров после назначения им таких пенсий продолжают работать на своих рабочих местах. Это свидетельствует о том, что система льготного пенсионного обеспечения не является в полной мере компенсацией возможной утраты трудоспособности и требует кардинального совершенствования.

Правильное применение законодательства по льготному пенсионному обеспечению зависит прежде всего от уровня теоретической и практической подготовки работников предприятий (организаций), органов, занимающихся назначением пенсий, и органов государственной экспертизы условий труда, поэтому вопросы повышения их квалификации ,обучения правилам применения Списков на практике должны постоянно находиться в поле зрения этих предприятий и организаций.


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Предисловие 

Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) 

Пенсионное страхование как составная часть системы государственного социального страхования 

Влияние состояния государственной пенсионной системы на пенсионную реформу в Российской Федерации 

О мерах по стабилизации пенсионного обеспечения в Российской Федерации 

Финансовое состояние и перспективы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации 

Персонифицированный учет как информационная основа реформирования пенсионной системы 

Актуарные проблемы системы социального страхования и пенсионного обеспечения 

О реализации пенсионной реформы в части профессиональных пенсий 

Особенности применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению 

Льготные пенсии, профессиональные риски и пенсионная реформа в Российской Федерации 

Профессиональный риск и защита здоровья работающих 

Литература 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом