главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

О мерах по стабилизации пенсионного обеспечения в Российской Федерации


ЮРИЙ ВОРОНИН ,
начальник департамента
Министерства труда
и социального развития Российской Федерации


Критическое состояние, в котором оказалась пенсионная система в результате финансового кризиса августа-сентября 1998 года и последовавшего за ним роста цен на потребительские товары, требует принятия комплекса как неотложных, так и стратегических мер по стабилизации пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

ПОСЛЕДСТВИЯ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Совершенно очевидно, что пенсионеры, для подавляющей части которых пенсия является единственным источником средств к существованию, в первую очередь и в наибольшей степени пострадали от негативных последствий финансового кризиса августа-сентября 1998 года.

По имеющимся оценкам, в этот период потребительские цены "подскочили" в среднем на 45-50 %. В результате произошло резкое падение покупательной способности пенсий примерно в 2-2,5 раза.

Процесс ухудшения материального положения пенсионеров еще более усугубился в связи с массовыми задержками пенсионных платежей в среднем на 2-3 месяца. Согласно оперативным данным Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), задолженность по финансированию пенсий на 09.10.98 составляет 30,6 млрд рублей.

Существующий механизм поддержания покупательной способности пенсий, основанный на ежеквартальном пересмотре их размеров в случае роста фактически выплаченной среднемесячной заработной платы в стране, оказался не приспособленным для функционирования в условиях значительной инфляции и не обеспечил эффективной защиты доходов пенсионеров от обесценивания.

Политическое руководство страны заявило, что на данном этапе первоочередными задачами являются: обеспечение своевременной выплаты пенсий, регулярная индексация их размеров и постепенное погашение образовавшегося долга перед пенсионерами.

Всем понятно, что одновременное решение этих трех сложнейших задач не может быть осуществлено без перераспределения государственных доходов в целях оказания существенной финансовой помощи ПФР за счет федерального бюджета.

В настоящий момент крайне сложно ответить на вопрос о том, располагает ли Российская Федерация источниками реального пополнения государственной казны, и если нет, то сумеет ли Правительство в кратчайшие сроки найти дополнительные финансовые ресурсы.

Специалисты придерживаются на этот счет различных точек зрения. Если суммировать прозвучавшие в последнее время оценки, носящие зачастую противоположный характер, то можно сделать вывод о достаточно ограниченном наборе средств возможного покрытия дефицита ПФР.

ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Дотация ПФР за счет новых источников бюджетных доходов.
В качестве возможных источников покрытия дефицита ПФР специалистами называются: целевой заем в международных финансовых институтах, доходы от введения "алкогольной монополии", продажа государственной собственности, дополнительные отчисления от прибыли игорных заведений, проведение "пенсионной лотереи", покрытие пенсионного долга посредством выпуска специальных облигаций (векселей) со свободным хождением на рынке ценных бумаг и др.
Преимущества первого способа очевидны - финансирование за счет реальных, а не "пустых" денег. Однако для осуществления предлагаемых мероприятий потребуется определенное время, при том что вероятность их успешного завершения вызывает обоснованные сомнения среди специалистов.

2. Дотация ПФР за счет увеличения денежной массы в стране, то есть эмиссии.
Второй способ разрешения финансового кризиса пенсионной системы признается наиболее вероятным в условиях ограниченных возможностей государства на данном этапе экономического развития, однако вызывает самые острые и непримиримые дискуссии в обществе.
Обосновывая необходимость проведения "ограниченной эмиссии", ее сторонники указывают на искусственное сокращение количества наличных денег в стране, затрудняющее осуществление платежных операций, а также рассчитывают на жесткий государственный контроль за увеличением денежной массы, способный, по их мнению, не допустить дальнейшего обесценивания доходов населения и роста цен.
Идеологи монетаризма категорически возражают против эмиссии как способа решения финансовых проблем, обращая внимание общества на невозможность управления данным процессом, который, по их убеждению, неизбежно приведет к возникновению гиперинфляции и полному экономическому краху.

3. Инфляционный рост доходов ПФР.
Произошедший рост цен на потребительские товары и тарифов на услуги через определенный промежуток времени должен повлечь за собой увеличение объема отчислений в ПФР со стороны промышленных предприятий, прежде всего экспортеров, и торговых организаций, получивших дополнительные доходы.
Возможная денежная эмиссия еще более увеличит инфляционные доходы ПФР, которые можно направить на погашение долгов по выплате пенсий и компенсацию потерь, понесенных пенсионерами.
При этом компенсация будет выплачена с большим опозданием и только частично возместит падение покупательной способности пенсий, которая будет снижаться прямо пропорционально раскручиванию инфляционной спирали.

4. Увеличение на 1-2 процентных пункта тарифа страховых взносов в ПФР за счет сокращения размера взносов в другие социальные внебюджетные фонды и расширения налогооблагаемой базы.
Правительство Российской Федерации неоднократно пыталось добиться от Федерального Собрания согласия на применение данного способа устранения хронического дефицита ПФР. Однако парламентарии каждый раз отклоняли подобные предложения, считая недопустимым увеличение налогового бремени на производителя.
В настоящий момент четвертый способ также не имеет перспективы быть реализованным. В условиях, когда отсутствует объективная возможность осуществить полный сбор страховых взносов в ПФР в рамках действующего тарифа, нет никаких гарантий, что удастся взыскать с плательщиков дополнительные платежи. Кроме того, другие социальные внебюджетные фонды находятся в столь же кризисном состоянии, что и ПФР.

5. Дополнительная мобилизация средств ПФР посредством принятия чрезвычайных мер по усилению сбора страховых взносов.
Пятый способ является наиболее предпочтительным, поскольку предполагает пополнение доходов ПФР естественным образом. Однако это же самое обстоятельство делает его и наименее вероятным с точки зрения достижения реальных результатов.
В условиях массовых задержек с выплатой заработной платы, паралича системы банковских расчетов и повсеместного уклонения от уплаты налогов никакие чрезвычайные меры не позволят покрыть образовавшийся дефицит финансовых средств ПФР, что, тем не менее, не исключает необходимости их неотложного принятия.
Отсутствие какой-либо ясности в вопросе о финансировании пенсионного обеспечения порождает неопределенность при выборе механизма, посредством которого государство собирается решать задачу поддержания покупательной способности пенсий.
Казалось бы, что такой проблемы в принципе не должно существовать, поскольку порядок индексации пенсий предусмотрен статьей 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Однако среди специалистов возникли серьезные сомнения в том, способен ли этот порядок обеспечить поддержание покупательной способности пенсий.

НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА ИНДЕКСАЦИИ ПЕНСИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Согласно статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" индексация пенсий осуществляется в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране четыре раза в год (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября) с использованием двух механизмов.

Первый механизм предусматривает, что пенсии, исчисленные с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП), индексируются путем умножения ИКП на величину среднемесячной заработной платы в стране за квартал, предшествующий моменту индексации.

Второй механизм предусматривает, что пенсии, исчисленные непосредственно из среднемесячного заработка пенсионера, индексируются путем умножения размера пенсии на индекс роста среднемесячной заработной платы в стране за квартал, предшествующий моменту индексации.

Порядок увеличения пенсий в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране был введен в действие с 01.02.98. Однако с 01.05.98 и с 01.08.98 индексация не проводилась в связи с отсутствием роста среднемесячной заработной платы в стране, определяемой исходя из фактически выплаченного заработка, с которого произведены отчисления страховых взносов в ПФР.

По этой же причине не будет осуществлено повышение пенсий и с 01.11.98. Согласно предварительной информации Госкомстата России и ПФР среднемесячная выплаченная заработная плата в стране за III квартал 1998 года составила 612 рублей, т.е. вновь меньше аналогичного показателя IV квартала 1997 года (760 рублей).

При сохранении в 1999 году существующей тенденции к увеличению задержек с выплатой заработной платы и соответственно с перечислением страховых взносов в ПФР порядок индексации пенсий в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране не сможет функционировать, что нельзя признать допустимым в условиях высокой инфляции.

Изменить сложившуюся ситуацию возможно несколькими способами.

Первый способ - пересмотреть методику определения среднемесячной заработной платы в стране для исчисления и увеличения пенсий, а именно: перейти при подсчете данного показателя от учета выплаченного к учету начисленного фонда оплаты труда.

Такая мера позволит "запустить" существующий механизм индексации, однако соответствующее повышение пенсий не будет обеспечено финансовыми ресурсами, поскольку в ПФР поступают отчисления только с реально выплаченной заработной платы.

По имеющимся оценкам, сделанным на основе примерных прогнозных данных о тенденциях роста среднемесячной заработной платы в стране в ноябре-декабре 1998 года и в 1999 году, дополнительные расходы на реализацию данного варианта индексации пенсий составят от 5 до 7 млрд рублей ежемесячно.

Второй способ - увеличить предельный размер отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, который в настоящее время составляет 0,7.

Такая мера позволит части пенсионеров повысить величину своего ИКП и тем самым при сохранении существующей методики определения среднемесячной заработной платы в стране увеличить размер пенсии. Однако она не сможет заменить собой индексацию пенсий.

Недостатки данного способа заключаются в разовом (вместо регулярного) характере повышения пенсий, которое может и не скомпенсировать пенсионерам в достаточной степени произошедший рост цен. Кроме того, повышение пенсий вообще не коснется пенсионеров, пенсии которых исчислены без применения ИКП, и пенсионеров, среднемесячный заработок которых фактически не позволит превысить отношение 0,7.

Третий способ - выплачивать пенсионерам для компенсации роста цен единовременные надбавки, которые не должны входить в размер пенсии.

Компенсационные выплаты пенсионерам в качестве замены индексации пенсий использовались в период 1991-1997 годов неоднократно. Однако в настоящее время необходимо учитывать, что факт определения размера пенсии с ИКП исключает саму возможность установления пенсионеру компенсационной выплаты (часть седьмая статьи 1 Федерального закона от 21.07.97 N 113-ФЗ).

Повышение компенсационной выплаты в такой ситуации поставит пенсионеров, которым пенсии исчислены без применения ИКП, в неоправданно преимущественное положение и, как следствие, может привести к искусственному оттоку пенсионеров на действовавший до 01.02.98 порядок определения размера пенсии.

Связанные с этим массовые перерасчеты пенсий потребуют проведения целого комплекса организационных мероприятий, изыскания средств для финансирования дополнительного объема работ по пересмотру пенсий и внесут ненужную путаницу в порядок исчисления пенсий.

Для недопущения подобных последствий некоторые специалисты предлагают переименовать компенсационные выплаты в единовременные надбавки, сохранив основные принципы их установления. К числу таких принципов относятся: определение размера надбавки только с учетом индекса роста цен, а не в прямой зависимости от изменения данного показателя, а также не включение надбавки в размер пенсии.

Единственное отличие компенсационной выплаты от единовременной надбавки заключается в том, что первая могла вводиться и повышаться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, поскольку она не имела формального отношения к пенсионному обеспечению, а вторую необходимо устанавливать только федеральным законом. Речь все же идет о надбавке к пенсии, а любое изменение пенсий относится к прерогативам законодателя.

В законодательном порядке следует также установить положение, согласно которому пенсионерам, получающим одновременно две государственные пенсии, будет выплачиваться только одна надбавка, а также предусмотреть возможность повышения надбавки на районный коэффициент пенсионерам, проживающим в районах, где применяются такие коэффициенты.

К недостаткам данного способа можно отнести усложнение порядка определения пенсионного дохода, в состав которого будет входить собственно пенсия (с надбавками и повышениями), компенсационная выплата и единовременная надбавка, устанавливаемые различному кругу лиц и по отличающимся правилам.

Кроме того, необходимо определиться с тем, будет ли размер единовременной надбавки одинаковым для всех пенсионеров или он должен дифференцироваться в зависимости от величины пенсии.

В настоящее время пенсионерам, которым пенсии исчислены непосредственно из заработка, компенсационные выплаты устанавливаются в дифференцированном размере:

  • пенсионерам, получающим пенсии в размере от 149 руб. 19 коп. и выше, - 85 руб.;
  • пенсионерам, получающим пенсии в размере от 84 руб. 19 коп. до 149 руб. 19 коп., - в размере, равном разнице между 234 руб. 19 коп. и размером пенсии конкретного пенсионера;
  • пенсионерам, получающим пенсии в размере 84 руб. 19 коп. и ниже, - 150 руб.

Представляется, что дифференцированный подход к определению величины единовременных надбавок в зависимости от размера пенсии является более предпочтительным в современной ситуации, поскольку он позволит оказать более существенную поддержку малообеспеченным пенсионерам, наиболее пострадавшим в результате резкого повышения цен.

Четвертый способ - заменить индексацию пенсий в связи с ростом среднемесячной заработной платы в стране на индексацию в соответствии с ростом цен на потребительские товары и тарифов на услуги при сохранении действующего порядка определения размера пенсии с применением ИКП.

Действующий порядок индексации пенсий в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране был рассчитан на функционирование в условиях стабильной экономической ситуации с невысокой инфляцией.

Опыт Российской Федерации и других стран свидетельствует, что в кризисный период более эффективным является механизм индексации пенсий, основанный на учете роста цен. Кроме того, нельзя не учитывать и того обстоятельства, что данный механизм позволяет осуществлять индексацию пенсий с учетом имеющихся финансовых возможностей ПФР и федерального бюджета.

НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ

В том случае, если предложение о переходе в кризисной период на порядок индексации в соответствии с ростом цен на потребительские товары и тарифов на услуги будет принято, следует незамедлительно разработать на этой основе неотложные меры по поддержанию покупательной способности пенсионных выплат.

Периодичность увеличения пенсий целесообразно определять в зависимости от изменения индекса цен. При росте цен за календарный квартал не менее чем на 6 % пенсии могли бы повышаться раз в три месяца - с первого числа очередного квартала, то есть с 1 января, с 1 апреля, с 1 июля и с 1 октября. При меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 % за полугодие - раз в шесть месяцев, то есть соответственно с 1 июля и 1 января. В случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 % повышение пенсий могло бы производиться один раз в год - с 1 января.

Коэффициент повышения пенсий необходимо определять исходя из уровня роста цен за соответствующий период. При этом указанный коэффициент не может превышать индекса роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации за тот же период в расчете на одного пенсионера. Такой подход позволит обеспечить баланс доходов и расходов ПФР с тем, чтобы не допустить нарушения сроков текущей выплаты пенсий.

Заработки, принимаемые для исчисления пенсий при их назначении или перерасчете, следует корректировать путем умножения этих заработков на коэффициенты, которые будут установлены для повышения размеров пенсий за периоды, к которым относятся указанные заработки.

Для изменения механизма индексации потребуется внести соответствующие изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" или приостановить действие этой статьи с одновременным принятием специального федерального закона о временном порядке индексации пенсий.

В зависимости от целей, которые должны быть достигнуты в результате индексации, могут быть применены два способа повышения пенсий.

Способ линейной индексации - размер пенсии (включая надбавки и повышения) умножается на одинаковый для всех пенсионеров коэффициент повышения пенсии.

В результате применения данного способа индексации будет сохранена существующая дифференциация между размерами пенсий, однако компенсация роста цен будет различной - чем выше у пенсионера размер пенсии, тем большую компенсацию он получит.

Таким образом, при использовании линейной индексации средства ПФР в основном расходуются на поддержание покупательной способности пенсий у относительно обеспеченных пенсионеров.

Способ дифференцированной индексации - коэффициент повышения пенсии зависит от ее размера.

Методика дифференцированной индексации пенсий предусмотрена Законом РСФСР от 24.10.91 N 1799-I "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Данная методика была рассчитана на применение в инфляционных условиях, однако при повышении пенсий никогда не использовалась.1

При определении коэффициента повышения размер пенсии (включая надбавки и повышения) условно делится на три части. Первая часть пенсии, равная полуторной величине минимального размера пенсии по старости (в настоящее время - 84 руб. 19 коп.), подлежит увеличению на полный индекс роста цен за соответствующий период. Следующая часть пенсии, также равная полуторной величине минимального размера пенсии по старости, повышается на 50 % данного индекса, а оставшаяся часть пенсии не индексируется.

В результате применения указанной методики размеры пенсий постепенно унифицируются, что позволит более эффективно использовать имеющиеся ограниченные финансовые ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации, оказывать более существенную поддержку малообеспеченным пенсионерам и сформировать необходимые условия для последующего реформирования порядка исчисления пенсий.

Принципиально важным представляется принятие решения о проведении индексации пенсий только тем пенсионерам, которые не выполняют оплачиваемой работы и для которых пенсия является единственным источником средств к существованию. При этом учитывается, что работающим пенсионерам индексация должна производиться через повышение заработной платы.

КОНКРЕТНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ (ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ)

При разработке конкретных предложений по индексации пенсий следует исходить из того, что главной задачей государства в области пенсионного обеспечения до конца 1998 года является бесперебойное осуществление текущей выплаты пенсий, а также учитывать крайне ограниченные финансовые ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации, не позволяющие компенсировать пенсионерам рост цен в полном объеме.

На первом этапе в порядке экстренной помощи можно было бы выплатить с 01.12.98 всем пенсионерам, которым пенсии установлены по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", единовременную надбавку в размере 200 рублей. Данная надбавка должна носить разовый характер и не входить в размер пенсии.

Предлагаемый размер единовременной надбавки соответствует половине среднемесячного размера пенсии по старости, что позволяет компенсировать пенсионерам примерно 50 %-ный рост цен в августе-октябре 1998 года.

Дополнительные расходы на выплату указанной надбавки к пенсии составят 8,6 млрд рублей.

На втором этапе можно было бы законодательно приостановить с 01.02.99 действие порядка повышения пенсий в случае роста среднемесячной заработной платы в стране и перейти к системе ежеквартальной индексации пенсий в соответствии с ростом цен на потребительские товары и тарифов на услуги.

Дополнительные расходы на повышение пенсий при 30 %-ном росте цен в I квартале 1999 года составят 4 млрд рублей ежемесячно.

На третьем этапе следует определить график погашения образовавшейся задолженности по выплате пенсий, которую целесообразно погасить в течение января-июня 1999 года.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Предыдущие попытки реформирования действующей пенсионной системы не были реализованы в результате невозможности решения задачи сохранения в полном объеме ранее приобретенных прав на пенсионное обеспечение и восстановления существовавшей дифференциации размеров пенсий.

Унификация размеров пенсий, которая станет возможной в результате индексации пенсий в связи с ростом цен на потребительские товары по дифференцированной схеме, позволит не только получить свободу финансового маневра в условиях ограниченности средств на повышение пенсий, но и реализовать последовательные меры по формированию новой пенсионной системы.

Именно такой путь подготовки пенсионной системы к ее реформированию через предварительную унификацию норм пенсионного обеспечения использовали прибалтийские государства, что обеспечило успешное формирование в этих государствах эффективных пенсионных систем.

Основной целью реформы является адаптация пенсионной системы к формирующимся в России рыночным отношениям посредством ее последовательного перевода на общепризнанные принципы государственного пенсионного страхования и широкого развития негосударственных форм пенсионного обеспечения.

В результате реформирования в Российской Федерации должна быть сформирована трехъярусная пенсионная система, включающая:

  • базовые (социальные) пенсии, устанавливаемые всему нетрудоспособному населению страны в твердом фиксированном размере с учетом прожиточного минимума пенсионера;
  • страховые (трудовые) пенсии, устанавливаемые лицам, подлежащим обязательному государственному пенсионному страхованию, в дифференцированных размерах с учетом продолжительности стажа и величины заработка;
  • дополнительные (негосударственные) пенсии, устанавливаемые лицам, осуществлявшим дополнительные отчисления на цели своего пенсионного обеспечения в негосударственные специализированные институты, в размерах, определяемых объемом накопленных пенсионером средств и полученным инвестиционным доходом.

В процессе формирования современной пенсионной системы необходимо решить три основные задачи:

1. разработать новый страховой механизм исчисления пенсии, ставящий определение ее размера в прямую зависимость от продолжительности страхового стажа и объема отчислений из заработка конкретного работника на цели пенсионного обеспечения;

2. окончательно перейти на систему индивидуального (персонифицированного) учета, позволяющую в полной мере реализовать страховую сущность пенсии, повысить собираемость страховых взносов и избежать необоснованного расходования пенсионных средств;

3. осуществить поэтапную работу по оптимизации условий и норм пенсионного обеспечения, сокращению и рационализации пенсионных льгот нестрахового характера.

Последняя задача является самой сложной, поскольку ее решение потребует пересмотра действующей концепции льготного пенсионного обеспечения и принятия принципиально новых решений по досрочному выходу на пенсию с учетом законов формирования рынка труда.

Сущность нового подхода заключается в том, что с определенного момента времени субъекты хозяйствования должны самостоятельно выбирать пути и методы преодоления трудностей, связанных с обеспечением рабочей силой производств с неблагоприятными условиями труда.

Только при жесткой реализации данного подхода станет реальным перевод обязательств по льготному пенсионному обеспечению на негосударственные (профессиональные) основы, которые больше соответствуют рыночным отношениям и негосударственным формам собственности на средства производства.

Мировой опыт с очевидностью доказывает, что профессиональные пенсионные системы нельзя создать "сверху". Решения об их учреждении и функционировании должны приниматься самостоятельно работодателями и представителями работников через механизм заключения коллективных договоров. Пойдут же на такой шаг социальные партнеры только тогда, когда льготные пенсии прекратит устанавливать государство.

Что касается периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда до приватизации и акционирования предприятия, то можно было бы обусловить законодательным путем определенные обязательства прежнего собственника (государства) по соответствующему возмещению расходов на льготные пенсии.

В отношении работников, которые не смогут воспользоваться профессиональной пенсионной системой, необходимо сохранить установленные действующим законодательством условия досрочного выхода на пенсию. Однако на работодателей должна быть возложена обязанность возмещения расходов Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату таких пенсий.

В практическом плане это может выглядеть следующим образом. Организации, имеющие рабочие места, предусмотренные статьями 12, 78 - 79 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по итогам их аттестации, проводимой за счет собственных средств, определяют перечень таких рабочих мест, наименование профессий, должностей и среднегодовую численность работников, занятых на этих рабочих местах.

При возникновении конфликтов между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и организациями по поводу количества рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда проверка качества аттестации рабочих мест и включения или не включения в список отдельных профессий и должностей проводится органами Государственной экспертизы условий труда по письменному предложению отделения ПФР или организации. Решение органов Государственной экспертизы условий труда должно являться окончательным.

Расчет суммы возмещения расходов на выплату льготных пенсий, производимого организацией Пенсионному фонду Российской Федерации, осуществляется по следующим формулам:

СРП = ГСЗ : 12 х РПП; ГСВ = СРП х СЧР х ЧРВ х 12

В приведенных формулах приняты следующие значения:
ГСВ - сумма возмещения расходов на выплату льготных пенсий, которую должна перечислить ПФР организация в текущем году;
СЧР - среднегодовая численность работников, занятых на рабочих местах, дающих право на досрочный выход на пенсию, по данным за предшествующий календарный год;
ЧРВ - численность работников, выходящих на льготную пенсию в течение данного года, определяемая ПФР в виде усредненного процентного отношения по данным выхода на льготные пенсии по стране за предшествующий календарный год;
СРП - среднемесячный размер пенсии;
ГСЗ - годовая сумма заработка, выплаченного всем работникам, занятым на рабочих местах, дающих право на досрочный выход на пенсию, по данным за предшествующий календарный год;
РПП - размер пенсии в процентах, определяемый ПФР в зависимости от средней продолжительности трудового стажа выходящих на пенсию в стране, по данным за предшествующий календарный год (в настоящее время - 0,6).

Одновременно с разработкой принципиально новой концепции льготного пенсионного обеспечения следует пересмотреть всю философию пенсионного возраста.

Все общество должно, наконец, осознать очень неприятную, но совершенно очевидную истину - сбалансировать пенсионную систему таким образом, чтобы полностью исключить задержки с выплатой пенсий из-за отсутствия средств в ПФР, станет возможным только при поэтапном повышении пенсионного возраста. Этот путь прошли все страны мира, не сможет избежать его и Россия. Чем раньше начнется данный процесс, тем менее болезненно он пройдет.

При повышении пенсионного возраста начиная, например, с 1 января 2000 года с ежегодным его увеличением на 4 месяца можно в течение 15 лет перейти к возрасту, дающему право на пенсию, 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.

Сохраняя до 2000 года существующие границы пенсионного возраста, сам пенсионный возраст следует сделать "гибким", т.е. через повышение размера пенсии уже сейчас стимулировать более поздний выход на пенсию.

Решение проблемы пенсионного возраста напрямую связано с установлением нового порядка выплаты пенсий работающим пенсионерам. Совершенно очевидно, что введенное в 1992 году право на полное получение пенсии в период выполнения оплачиваемой работы повлекло за собой деформацию системы досрочного выхода на пенсию.

В результате пенсия из источника средств к существованию для нетрудоспособных граждан превратилась в дополнительную заработную плату для лиц, сохранивших свою трудоспособность.

В ходе реформирования пенсионной системы целесообразно законодательно установить порядок, при котором пенсия в период работы будет выплачиваться в таком размере, чтобы вместе с заработной платой она не превышала заработка, принятого для расчета пенсии. Таким образом уровень дохода у работника с достижением пенсионного возраста не снизится.

Пенсионная система должна приобрести сугубо страховые очертания. Это означает, что при определении права на пенсию и при исчислении ее размера периоды стажа, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения Пенсионному фонду Российской Федерации соответствующих расходов за счет федерального бюджета. Какие-либо льготы по подсчету периодов стажа исключаются. Начисляемые к пенсии надбавки и повышения, которые не связаны с уплатой страховых взносов, также должны компенсироваться за счет бюджетных источников.


1 Причины, по которым методика дифференцированной индексации не использовалась при повышении размеров пенсий в связи с ростом цен, подробно рассмотрены в статье Ю.В. Воронина "Когда и как будут индексироваться пенсии" ("Пенсия", 1996, N2, с.36-39).


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Предисловие 

Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) 

Пенсионное страхование как составная часть системы государственного социального страхования 

Влияние состояния государственной пенсионной системы на пенсионную реформу в Российской Федерации 

О мерах по стабилизации пенсионного обеспечения в Российской Федерации 

Финансовое состояние и перспективы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации 

Персонифицированный учет как информационная основа реформирования пенсионной системы 

Актуарные проблемы системы социального страхования и пенсионного обеспечения 

О реализации пенсионной реформы в части профессиональных пенсий 

Особенности применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению 

Льготные пенсии, профессиональные риски и пенсионная реформа в Российской Федерации 

Профессиональный риск и защита здоровья работающих 

Литература 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом