главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

О реализации пенсионной реформы в части профессиональных пенсий


МАКСИМ КАРАГОДИН ,
кандидат экономических наук,
заместитель руководителя департамента
Министерства экономики Российской Федерации


Одной из центральных проблем действующей системы пенсионного обеспечения является широкий круг пенсионных льгот, связанных с неблагоприятными условиями труда и работой в районах Крайнего Севера. Досрочную пенсию по указанным причинам получают почти четвертая часть всех пенсионеров. Основанием для установления льготных пенсий по условиям труда является принадлежность работника к профессии, включенной в списки, дающие право на досрочный выход на пенсию. В настоящее время насчитывается около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Почти 60% рабочих мест, дающих право на льготную пенсию, приходится на металлургию, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность. При этом, по оценкам экспертов, до 30% включенных в списки рабочих мест могут иметь относительно нормальные условия труда.

Существование широкой сферы льготного пенсионного обеспечения увеличивает круг получателей пенсионных выплат и приводит к отвлечению на эти цели финансовых ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации, что неблагоприятно сказывается на общем уровне пенсионного обеспечения.

Программой пенсионной реформы предусматривается трансформировать досрочные пенсии, назначаемые в связи с неблагоприятными условиями труда, в профессиональные пенсии.

Поскольку условиями пенсионной реформы предусматривается установление дифференцированных по группам работников тарифов дополнительных страховых взносов в профессиональные пенсионные системы, размеры уплачиваемых предприятиями взносов будут существенно отличаться в зависимости от числа льготников в общей численности работников, продолжительности периода уплаты ими взносов (специального страхового стажа) и периода выплаты им пенсий из профессиональной пенсионной системы.

В связи с этим представляется целесообразным провести оценку ожидаемых размеров расходов предприятий различных отраслей по уплате дополнительных страховых взносов, проанализировать с точки зрения финансового положения предприятий и отраслей реальность их участия в обязательных профессиональных пенсионных системах и подготовить предложения о предельной величине тарифов дополнительных страховых взносов.

Взносы работодателей в профессиональные пенсионные системы предлагается относить к затратам на производство продукции (работ, услуг), а также установить льготы в части налогообложения инвестиционного дохода.

В связи с этим в числе анализируемых проблем следовало бы также рассмотреть вопрос о целесообразности отнесения дополнительных страховых взносов на затраты на производство продукции, о возможных альтернативных источниках финансирования обязательного профессионального пенсионного страхования.

Необходимым условием успешной реализации положений Программы пенсионной реформы о переходе к обязательным профессиональным пенсионным системам является анализ текущей ситуации, сложившейся на предприятиях различных отраслей. С этой целью проведена предварительная оценка готовности ряда предприятий к указанному переходу.

Проведенная оценка исходила из условий введения профессиональных пенсионных систем, определенных соответствующими положениями Программы. Программой предусматривается изменить действующий порядок назначения льготных пенсий по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. В этих целях предлагается перевести досрочные пенсии в сферу профессиональных пенсионных систем, сохранив при этом их обязательный характер. Намечается, что выплата пенсий профессиональными пенсионными системами в рамках обязательного страхования будет осуществляться с момента назначения пенсий на льготных основаниях до достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста. Причем работник или его наследники имеют право собственности на пенсионные накопления.

Перевод в профессиональные пенсионные системы должен коснуться граждан, не успевших приобрести право на досрочную пенсию в соответствии с действующим законодательством. Работники, имеющие к началу реформы льготных пенсий специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии, должны остаться в рамках системы, финансируемой за счет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Профессиональные пенсионные системы предполагается сформировать на основе негосударственных пенсионных фондов, уполномоченных осуществлять обязательное пенсионное страхование на накопительных принципах за счет средств работодателей.

Работодатель должен будет уплачивать за каждого застрахованного в профессиональной пенсионной системе страховые взносы по дополнительному тарифу (к тарифу, уплачиваемому в Пенсионный фонд Российской Федерации). При этом указанный тариф предполагается дифференцировать.

Для проведения оценки дополнительных расходов были отобраны предприятия, имеющие значительный удельный вес льготных рабочих мест. При этом уровень заработной платы работников указанных предприятий мог быть как выше, так и ниже среднеотраслевого. Форма исходных данных, использованных для расчетов содержала показатели списочной численности населения, фонда оплаты труда, среднемесячной заработной платы, числа льготных рабочих мест с выделением списков N 1 и 2.

На основе указанных данных и норм действующего законодательства были определены дополнительные расходы, связанные с установлением дополнительного тарифа страховых взносов за льготные рабочие места. Расчет дополнительных расходов осуществлялся по группам работников, имеющих одинаковые условия досрочного пенсионного обеспечения (специальный стаж и период выплаты досрочной пенсии). Размер тарифов определялся в процентах к общему фонду оплаты труда и к фонду оплаты труда работников, занятых на льготных рабочих местах.

Согласно статистическим данным, доля работников, занятых на рабочих местах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, составляет в целом по промышленности около 18% от их общей численности. Указанные данные дифференцируются по отраслям промышленности. Наиболее высок удельный вес льготников на предприятиях угольной промышленности, черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности - более 40%.

Доля льготников является одним из решающих факторов в определении размера затрат работодателя на уплату дополнительных страховых взносов в профессиональные пенсионные системы. Если в среднем по промышленности сумма дополнительных взносов в расчете на одного работника составляет 18,6 рубля в месяц, то в угольной, химической и нефтехимической промышленности 54-58 рублей в месяц, а в металлургии - 45-48 рублей в месяц.

Уровень дополнительной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в связи с установлением указанных взносов зависит не только от абсолютного размера их суммы, но и от дифференциации отраслей по размеру среднемесячной заработной платы работников. В целом по промышленности среднемесячная заработная плата составляет 1133 рубля. При этом ее размер колеблется от 503 рублей в месяц до 3974 рублей в месяц, а по отраслям, имеющим удельный вес льготников более 20%, - от 714 до 3974 рублей в месяц.

Влияние удельного веса льготников и уровня заработной платы работников на величину дополнительной налоговой нагрузки на фонд заработной платы еще более существенно по отдельным предприятиям. Так, если в среднем по черной металлургии доля льготников находится на уровне 42% от общей численности работников, то на челябинском электрометаллургическом комбинате их удельный вес составляет около 49%, а в акционерном обществе Московский металлургический завод "Серп и молот" - около 58%. Соответственно при увеличении среднеотраслевой налоговой нагрузки на фонд заработной платы на 3,6% налоговое бремя на фонд заработной платы по указанным предприятиям может возрасти на 4,2-5,0%.

Еще более существенно отличается ситуация на отдельных предприятиях от среднеотраслевой в угольной промышленности. В целом по отрасли доля льготников составляет около 47%, а дополнительные взносы - 3,1% к фонду оплаты труда. При этом на шахте "Подмосковная" АО "Тулауголь" численность работников, имеющих профессии, включенные в списки N 1 и 2, составляет 87,5% от среднесписочной численности, а дополнительная налоговая нагрузка на фонд заработной платы - 13,3%.

В машиностроении дополнительная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда по АО "Брянский машиностроительный завод" составит 3,4% при среднеотраслевой - 1,4%. В энергетике при росте средней по отрасли нагрузки на 0,8% в связи с высоким удельным весом льготников в атомной энергетике (более 60-76%) на Смоленской АЭС она увеличится на 5,4%, а на Курской АЭС - на 5,3%.

Что касается химической промышленности, то высокий среднеотраслевой уровень дополнительной налоговой нагрузки может быть превышен на отдельных предприятиях в два и более раз. По ОАО "Азот", например, он составит более 15% к общему фонду заработной платы. Это обусловлено тем, что доля льготников превышает 63%, а средняя зарплата составляет только 66,6% от среднеотраслевой.

Рост налоговой нагрузки на заработную плату может оказаться еще более высоким, если размер инвестиционного дохода, что весьма вероятно, окажется ниже принятого в расчетах уровня.

Финансово-экономическое положение большинства предприятий не дает оснований для повышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда без соответствующих компенсационных мероприятий. Программа пенсионной реформы в качестве компенсационных мер предусматривает синхронизацию введения дополнительных тарифов страховых взносов со снижением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда по другим видам налогов и обязательных платежей.

Однако даже в случае реализации этих мер многие предприятия со значительным удельным весом льготников и низким уровнем оплаты труда не смогут воспользоваться налоговыми льготами для улучшения своего финансового положения, увеличения оборотных средств, снижения кредиторской задолженности, расширения инвестиционных возможностей, если при этом общая величина налоговой нагрузки на фонд оплаты труда с учетом введения дополнительных страховых взносов, сохранится на прежнем уровне. Это, безусловно, повлияет на конкурентоспособность продукции таких предприятий, их положение на рынке и отрицательно скажется на динамике финансово-экономических показателей.

Многие предприятия имеют значительную задолженность по платежам, а также по заработной плате работникам. Это может стать серьезным препятствием для их участия в финансировании профессиональных пенсионных систем, поскольку дополнительные обязательные расходы на уплату пенсионных взносов вызовут нарастание задолженности.

В случае же, если снижение общей налоговой нагрузки на фонд заработной платы окажется недостаточным для введения дополнительных страховых взносов в профессиональные пенсионные системы и налоговая нагрузка на фонд заработной платы в итоге возрастет, соответственно возрастут издержки производства продукции.

В ряде случаев, главным образом на предприятиях топливно-энергетического комплекса, это приведет к удорожанию продукции, прежде всего для потребителей энергии других отраслей на внутреннем рынке.

Предварительные оценки свидетельствуют о том, что большинство оборонных предприятий не смогут компенсировать увеличения затрат в связи с введением обязательных взносов в профессиональные пенсионные системы в рамках сложившихся цен на свою продукцию. Рост затрат на оборонную и другие виды продукции, производимые по госзаказу, и соответствующее повышение цен потребуют дополнительного финансирования из федерального бюджета или сокращения государственных закупок, в том числе по оборонному заказу. Увеличение цен, кроме того, вызовет дополнительный рост налоговой нагрузки по налогам, расчетной базой которых является объем реализации.

Привлечения дополнительных бюджетных средств субъектов Российской Федерации потребует участие в профессиональных пенсионных системах предприятий городского пассажирского транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.

У большинства предприятий, которые будут иметь высокие издержки по финансированию обязательных профессиональных пенсионных систем, произойдет дальнейшее снижение конкурентоспособности продукции, возникнут дополнительные трудности с ее сбытом, которые могут привести к спаду производства и соответствующему ухудшению показателей финансово-хозяйственной деятельности, а возможно, и к банкротству некоторых предприятий. Весьма вероятно такое развитие событий для многих предприятий химического комплекса.

Отсутствие у многих предприятий достаточных средств для модернизации производства и улучшения условий труда может привести к неконтролируемому сокращению рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и занятых на них работников. Помимо социального аспекта этот процесс может привести в ряде случаев к серьезным сбоям в организации производства. Так, в случае сокращения работников в металлургии, имеющей, как правило, непрерывный характер работы агрегатов со строгим расстановочным штатом, это вызовет нарушение всего технологического цикла производства.

Безусловно, будет иметь место и сокращение числа льготников за счет отмены неоправданно предоставляемых льгот и соответствующая относительная экономия расходов работодателей. Однако это вряд ли изменит общую ситуацию, связанную с ростом нагрузки на фонд заработной платы.

Не исключено, что переход к обязательному профессиональному пенсионному страхованию может столкнуться и с другими проблемами и сложностями как экономического, так и социального характера.

В связи с изложенным, представляется необходимым условием формирования законодательства и проведения организационной работы по созданию профессиональных пенсионных систем проведение моделирования проектируемых условий и норм деятельности ППС на предприятиях различных отраслей, имеющих различные финансово-экономические параметры.


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Предисловие 

Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) 

Пенсионное страхование как составная часть системы государственного социального страхования 

Влияние состояния государственной пенсионной системы на пенсионную реформу в Российской Федерации 

О мерах по стабилизации пенсионного обеспечения в Российской Федерации 

Финансовое состояние и перспективы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации 

Персонифицированный учет как информационная основа реформирования пенсионной системы 

Актуарные проблемы системы социального страхования и пенсионного обеспечения 

О реализации пенсионной реформы в части профессиональных пенсий 

Особенности применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению 

Льготные пенсии, профессиональные риски и пенсионная реформа в Российской Федерации 

Профессиональный риск и защита здоровья работающих 

Литература 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом