главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Актуарные проблемы системы социального страхования и пенсионного обеспечения


ВАЛЕРИЙ БАСКАКОВ ,
доктор физико-математических наук,
генеральный директор
ЗАО "Объединенная актуарная компания"


АЛЕКСАНДР МЕЛЬНИКОВ ,
доктор физико-математических наук,
вице-президент Общества актуариев


  • ПРИЛОЖЕНИЕ.

    ВВЕДЕНИЕ

    Сфера социального страхования занимает ту часть социально-экономической системы страны, где пересекается действие целого ряда демографических, экономических и правовых факторов.

    К важнейшим демографическим факторам системы социального страхования относится структура смертности людей и связанный с ней процесс старения населения. Экономические фактoры включают фактическую годовую ставку инвестиционного дохода, уровень инфляции, темпы роста средней заработной платы и ряд других показателей. К правовым факторам относятся особенности национального законодательства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Каждый из этих факторов посвоему важен, и только на основе их корректного и глубокого учета можно сделать правильное представление о стоимости системы социального страхования и ее финансового благополучия в будущем.

    При этом ясно, что анализ указанных групп факторов предполагает внимательное изучение размеров и социально-экономического положения того или иного "среза" общества, учета различных аспектов жизни всего населения или только его отдельных социально-демографических групп, а необходимые рекомендации невозможно разработать без совместной деятельности и демографов, и экономистов, и юристов. Но совершенно особую роль во всех этих работах играют актуарии как эксперты по рискам, неопределенностям и финансовой безопасности вообще тех или иных структур и систем.

    ПРОФЕССИЯ АКТУАРИЯ

    Во многих странах профессия актуария имеет ясно определенные очертания. 1 Например, в Великобритании - это королевская хартия, в ряде других стран - это законы и законодательные акты, а сами актуарные организации имеют монопольное право определения того, кто есть актуарий. Во все времена существования этой профессии ее сущность отождествлялась с экспертизой рисков и неопределенностей в страховании (прежде всего в страховании жизни), а в наше время ввиду глубокого взаимопроникновения страхования и финансов она во все в большей степени наполняется компонентой эксперта по финансовой безопасности.

    Само происхождение профессии "актуарий" 2 в современном понимании связано с появлением первых организаций по страхованию жизни, когда появилась потребность в вычислении премий на реальной научной основе. Первая, говоря современным языком, актуарная фирма возникла в Великобритании в 1762 г. В последующие годы потребности рынка определили непрерывный рост количества таких фирм. Логическим завершением этого процесса стало понимание необходимости создания профессиональной организации актуариев. Так появился институт актуариев в Лондоне (1848 г.) и факультет актуариев в Эдинбурге (1856 г.). Их главные задачи формулировались как содействие в развитии теории и практики актуарного дела, в совершенствовании информационного обеспечения актуариев, включая и компоненту статистических данных для квалифицированных расчетов. Тогда же возникло и понимание важности государственных актов о страховании, пенсионном обеспечении, регулирующих и упорядочивающих данную сферу общественных отношений.

    Точное происхождение термина "актуарий" до настоящего времени не определено, но, по-видимому, он происходит от латинского "actuarius" - клерк, регистратор, держатель актов. Кстати сказать, в этом узком смысле понималась должность актуария, введенная в России Петром I в 1703 г. Сейчас к актуариям относят тех, кто прошел необходимую университетскую или иную подготовку, сдал экзамены и формально принадлежит к той или иной национальной организации актуариев (например, Институту Актуариев в Великобритании, Японии, Австралии, …, Обществу Актуариев - в США, Канаде, Германии,…, Ассоциации актуариев - в Финляндии, Дании, Франции,… и т.д.).

    Эти организации во всех странах, как правило, строятся на сугубо профессиональной основе индивидуального членства. В большой степени благодаря этому обстоятельству они практически везде получили исключительно высокое общественное признание.

    В 1895 г. национальные общества Бельгии, Франции, Германии, Великобритании и Соединенных Штатов организовали Международную Ассоциацию Актуариев (IAA), базирующуюся в Брюсселе, которая каждые четыре года проводит свои Конгрессы (очередной, 27-ой Международный Конгресс Актуариев будет проведен с 17 по 22 марта 2002 г. в Cancun, Мексика). Одна из трдиций международных конгрессов актуариев состоит в том, чтобы дать возможность всем национальным обществам информировать актуарное сообщество о своем устройстве, функционировании, злободневных проблемах актуарной науки и практики, представить интересные статистические данные. Конгрессы включают большую научную программу, привлекающую как представителей чистой науки, так и ее приложений.

    Традиционная актуарная концепция 3 состоит в подсчете нетто-премий, брутто-премий и технических резервов через средние величины в платежах, связанных со страховыми, пенсионными и иными контрактами. В эпоху же глобального и непрерывного экономического соперничества, когда стираются грани между собственно финансами и собственно страхованием, когда в страхование и социальную экономику вообще проникают значимые финансовые риски, кажущиеся не страхуемыми, актуарная наука и практика должна обогащаться новыми идеями и методами, связанными с хеджированием и инвестированием на базе новых финансовых инструментов (производных ценных бумаг и т.д.). 4 Только так может быть достигнута адекватность профессии актуария новым условиям их деятельности, при этом актуарий должен аккумулировать в себе в процентном отношении математические знания и методы моделирования и расчета рисков (вероятность, статистика, актуарная и финансовая математика, эконометрика) - 50%, знания экономики - 25%, знания законов, информационных систем, профессиональная практика -25%.

    Набор этих качеств делает актуариев уникальными профессионалами по финансовой безопасности, позволяющими им проводить адекватную актуарную экспертизу, что крайне важно в наше время, когда принятие неверного решения приводит к крупным экономическим и, как следствие, социальным катаклизмам. Актуарии могут и должны усиливать свою роль, расширяя область услуг, адресованных реальным нуждам работодателей, компаний и клиентов. Для обеспечения такого "квантового" перехода в определении значимости этой профессии необходимо настроить на это систему образования, страховой бизнес, систему пенсионного и социального обеспечения.

    Решение указанных задач в современной России осложняется тем, что актуарная наука у нас в стране не развивалась почти 70 лет, т.е. фактически осталась в дореволюционном состоянии. Сложившаяся ситуация имеет вполне определенные исторические корни. Россия имеет давние традиции страхования - первое российское страховое общество было создано еще в 1765 году. Однако фактическое зарождение страхового рынка России относится ко второй половине XIX века, когда в России стали развиваться капиталистические отношения. А уже к концу века сложился весьма развитый (по тем временам) страховой рынок.

    Первая мировая война 1914 г. и последовавшие за ней экономические и политические потрясения привели к глубокому кризису всей финансовой системы России и, в частности, к кризису страхового дела, как одного из ее важнейших элементов.

    Декрет Совнаркома "Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального", подписанный 23 марта 1918 г. В.И. Лениным, стал первым этапом установления в России государственной монополии на страхование, которая продлилась до конца 80-х годов. В этот период страхование фактически было переведено в ранг дополнительного налога на предприятие, страховые тарифы часто назначались исходя из соображений, не связанных с возможными рисками, а решения о необходимости страхования принимались административно-командными методами.

    В этих условиях российская актуарная наука (страховая математика) постепенно пришла в забвение, а страховые дисциплины были фактически исключены из учебных программ вузов. По этой причине в настоящее время практически отсутствуют необходимые учебные пособия и преподавательские кадры, а учитывая сугубо прикладной характер актуарной науки, не всегда представляется возможным воспользоваться опытом других стран.

    Начало возрождения в России профессии актуария связано с ликвидацией монополии государства в сфере страхования. А второй этап становления этой профессии можно смело отнести к концу 1994 г., когда по инициативе ведущих российских ученых и практиков страхового дела было создано Общество актуариев. В качестве его уставной деятельности была определена постановка серьезной современной системы актуарного образования и формирования соответствующей инфраструктуры актуарной науки и практики.

    За пять лет существования Общество актуариев сделало главное - привило широким массам практиков, чиновников и законодателей понимание значимости профессии актуария. Сегодня слова "актуарий", "актуарные расчеты", "актуарное оценивание" и т.п. становятся неотъемлемой частью лексики всех участников страхового рынка и, что имеет особое значение, находят свое отражение в законодательных и нормативных актах. 5 Конечно, это только начало большой, очень ответственной и разноплановой работы, значение которой для всего страхового рынка России трудно переоценить.

    СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

    Особую значимость деятельность актуария приобретает в системе социального страхования. Это обусловлено, прежде всего, самой целью социального страхования и той ролью, которую оно играет в жизни экономически активного населения. 6

    Социальное страхование призвано, во-первых, защитить каждого человека от внезапного и недопустимого снижения его уровня жизни, а во-вторых, - способствовать выравниванию (перераспределению) собственного дохода отдельных граждан по различным периодам их жизни.

    Для достижения указанных целей международным сообществом в настоящее время предлагаются следующие основные виды социального обеспечения, рекомендованные МОТ в Конвенции N102 (Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения) от 1952 г. : 7

    • медицинская помощь;
    • пособия по болезни;
    • пособия по безработице;
    • пособия по старости;
    • пособия по случаю трудового увечья или профессионального заболевания;
    • семейные пособия;
    • пособия по беременности и родам;
    • пособия по инвалидности;
    • пособия по случаю потери кормильца.

    Несмотря на разнообразие видов социального страхования, в основе каждого из них лежат следующие два принципа. Во-первых, страховщик объединяет средства многих страхователей, подверженных одному и тому же риску. При этом сам факт объединения средств не устраняет возможности возникновения риска у конкретного страхователя, а всего лишь подменяет связанные с ним случайные, подчас достигающие значительных размеров, финансовые потери - фиксированными и много меньшими по размеру премиями. Так достигается коллективная материальная ответственность и солидарность за индивидуальный риск.

    Во-вторых, к страхованию принимаются только предварительно выявленные и учтенные риски, отвечающие следующим условиям:

    • вероятность наступления страхового случая у одного страхователя не должна сильно зависеть от вероятности наступления страхового случая у другого страхователя. Показательным примером именно такой ситуации, когда один страхователь несет ущерб и одновременно его несут и все остальные, является инфляция. В этом основная причина того, что пенсионное страхование не покрывает инфляционные риски;
    • значение вероятности наступления страхового случая должно быть существенно меньше единицы. Из этого условия, например, следует, что страховой компании не рекомендуется страховать на случай возникновения проблем со здоровьем лиц, уже имеющих хронические или врожденные заболевания;
    • значение вероятности наступления страхового случая должно быть известно или предсказуемо, иначе страховщик не может рассчитать размер страховой премии.

    Отступление от этих принципов, произошедшее в нашей стране после принятия Народным Комиссариатом Труда Положения о социальном обеспечении трудящихся (31 октября 1918 г.), в соответствии с которым социальное страхование заменялось социальным обеспечением, а все органы, ведающие страхованием, ликвидировались, привело к тому, что социальное страхование утратило страховой характер и стало инструментом перераспределительной политики государства. В сочетании с государственной монопольной собственностью на средства производства это привело к значительному упрощению процедуры расчета страховых тарифов и в конечном итоге к повышению дотационности бюджета системы государственного социального страхования.

    Переход России к рыночной экономике предопределил необходимость возврата к актуарным принципам в сфере социального страхования. В период радикальных экономических реформ Правительство пыталось осуществлять трансформацию системы социальной защиты с целью приблизить ее к новым экономическим отношениям. Однако проводимые реформы, по существу, еще не затронули действующего механизма социальной защиты населения. Он попрежнему базируется на изжившей себя системе распределительных отношений и уравнительных принципов, когда страхователи отстранены от управления фондами, размер их страховых взносов не увязан с величиной страховых выплат, уровнем профессионального и социального риска, а также объемом прав и гарантий страхователей и застрахованных. Но в будущем ситуация должна существенно измениться. Некоторый оптимизм внушают Программа пенсионной реформы в Российской Федерации 8 , согласно которой "размер трудовых пенсий предполагается исчислять только исходя из страховых признаков: возраста, страхового стажа, страховых взносов, заработной платы (доходов), с которой уплачиваются страховые взносы, а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), отнесенных на именные накопительные счета застрахованных", Федеральный закон Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 9, в который включены аналогичные положения, а также ряд других принятых Правительством документов.

    В указанных документах акцент на взаимосвязь страховых взносов и выплат сделан не случайно. Прежде всего это связано с тем, что строго актуарное соотношение между взносами и пособиями способствует достижению большей социальной справедливости в обществе и нейтрализует у работников мощный стимул к уклонению от уплаты страховых взносов, возникающий всякий раз, когда зависимости между страховыми взносами и выплатами нет или работники ее просто не видят.

    Наличие такой взаимосвязи необходимо также и с методической точки зрения. Дело в том, что население страны сильно дифференцированно по ряду социально-демографических факторов, оказывающих непосредственное влияние на вероятность возникновения страхового случая. Наиболее важными из этих факторов являются: пол, возраст, брачный статус, уровень образования, регион проживания и т.д. Если при расчете размера страховых тарифов указанные факторы учитываются некорректно, то это может привести представителей отдельных социально-демографических групп населения к значительным финансовым потерям, а саму систему социального страхования к банкротству. 10

    Таким образом, в силу указанных причин размер пособия всегда должен иметь вполне определенное отношение к индивидуальным взносам. Это касается также и тех случаев, когда страхование подразумевает некоторое перераспределение средств между застрахованными.

    Расчет страховых тарифов - это только одна из важнейших задач, входящих в круг обязанностей актуария, но далеко не единственная и не самая сложная. Дело в том, что страховщик продает специфический продукт - страховой полис. Определить его стоимость труднее, чем стоимость какого-нибудь промышленного изделия. Причина этого очевидна: стоимость страхового полиса зависит от событий, которые могут произойти в случайное время или не произойти совсем. Следовательно, цена полиса не может быть определена точно, и оценивается, как правило, приближенно. Поэтому у страховщика возникает потребность в периодической проверке обоснованности этой цены, а точнее, в проверке соответствия резервов 11 принятым обязательствам и наличия активов на их покрытие. Целью таких мероприятий является разработка рекомендаций по поддержанию платежеспособности компании на уровне, достаточном для обеспечения практически полной гарантии выполнения взятых на себя обязательств к любому моменту времени. Это весьма ответственная и высококвалифицированная работа, от качества выполнения которой во многом зависит социальная стабильность общества, особенно в тех случаях, когда это касается системы пенсионного или социального страхования. Поэтому в основу такого рода работы должен быть положен надежный актуарный менеджмент.

    В современной России в силу указанных выше причин ситуация на рынке актуарных услуг весьма неоднозначная. С одной стороны, государственные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования) так или иначе, но переводятся на указанные выше принципы страхового функционирования. Кроме того, имеется достаточно большое количество частных страховых компаний и пенсионных фондов, осуществляющих добровольное социальное страхование граждан. Следовательно, вместе со страховым рынком активно формируется и рынок актуарных услуг, что предопределяет объективную потребность в актуариях и в актуарных расчетах в будущем.

    С другой стороны, уже сегодня актуарные расчеты тарифов и резервов в обязательном порядке проводят страховые компании и негосударственные пенсионные фонды при получении лицензии, а также производится ежегодное актуарное оценивание 12 деятельности НПФ. Однако не редко данные работы выполняют случайные люди, без должного участия и контроля со стороны государства.

    Рассмотрим некоторые проблемы, решение которых будет способствовать становлению в России полноценной профессии актуария. При этом надо иметь в виду, что перечень задач, их приоритетность и особенно предлагаемые способы решения будут зависеть от того, с позиции каких групп участников страхового рынка эта проблема рассматривается. Попытаемся, насколько это возможно, рассмотреть проблему развития рынка актуарных услуг с точки зрения государства, как гаранта социальной стабильности в обществе. Для этого выделим два крупных блока: во-первых, кадровый, а во-вторых, правовой. Конечно, такое деление обсуждаемой проблемы весьма условно, но оно позволит сделать дальнейший анализ более структурированным.

    ОБУЧЕНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

    Современная кадровая политика в отношении актуариев, по нашему мнению, должна быть направлена на решение двух, на первый взгляд, взаимоисключающих задач. Во-первых, необходимо в самое ближайшее время насытить рынок (не только столичный) специалистами, владеющими основными приемами и методами проведения актуарных расчетов и способных к дальнейшему совершенствованию своего мастерства. Во-вторых, не допустить появления на страховом рынке псевдоспециалистов, которые своими непрофессиональными действиями могут его дестабилизировать и тем самым дискредитировать весьма почитаемую за рубежом профессию актуария.

    В мировой практике такого рода задачи традиционно решаются профессиональными организациями актуариев, о которых мы уже упоминали выше. Например, в Великобритании 13 подготовкой кадров актуариев ведает Институт (или Факультет - Шотландское общество) актуариев. Обучение в Институте, как правило, проводится без отрыва от производства, а студентами, в основном, являются имеющие высшее образование сотрудники страховых компаний, пенсионных фондов и других организаций, так или иначе свзанных со страховым бизнесом. Такая практика обусловлена тем, что профессия актуария сугубо практическая, а отсюда повышенные требования к опыту практической работы студентов: действительным членом Института актуариев (так называемым Fellow member) становится только сдавший экзамены по всем восьми предметам и имеющий трехлетний стаж практической работы под руководством опытного актуария. При отсутствии необходимого опыта практической работы можно претендовать только на звание ассоциированного члена (Associated member).

    Институт актуариев открывает широкие перспективы профессионального роста для своих членов. Дело в том, что национальным страховым законодательством Великобритании разрешается занимать наиболее ответственные, а следовательно, наиболее оплачиваемые и престижные должности только действительным членам Института (Факультета) актуариев. Такой долностью, например, является должность назначенного актуария.

    По действующему страховому законодательству каждая страховая компания назначает актуария, который готовит годовой отчет для ее директора. В своем отчете актуарий оценивает обязательства компании и подтверждает ее платежеспособность. Годовые отчеты назначенных актуариев, включая описание использованных методов и сделанных предположений, передаются в надзорный орган (Департамент промышленности и торговли). Это позволяет Департаменту следить за финансовым состоянием компаний без прямого вмешательства в их работу. 14

    Составление ежегодных финансовых отчетов являются основной, но далеко не единственной обязанностью назначенных актуариев. Они имеют обязательства перед Департаментом, дирекцией компании и полисодержателями. Назначенный актуарий должен периодически осуществлять оценку финансового состояния компании, включая оценку долгосрочных обязательств и размера резервов, необходимых для их покрытия; оценивать возможные финансовые последствия действий дирекции, управляющих и полисодержателей (предполагается, что его мнение спрашивают на ранних стадиях реализации всех значительных проектов) и решать другие задачи.

    Таким образом, в Великобритании, как и во многих других странах, на актуариев возложен достаточно широкий спектр обязанностей в области финансового управления страховых компаний или пенсионных фондов. Но назначенные актуарии решают только часть из этих задач, как правило, это задачи, выполнение которых требует наличия специального разрешения или лицензии. Другую, может быть, менее ответственную, но, несомненно, большую по объему работу выполняют ассоциированные члены и студенты Института актуариев.

    Но вернемся в Россию. По-видимому, сегодня ни у кого не вызовет возражения следующий тезис. Проблема подготовки национальных кадров актуариев должна решаться на основе всестороннего учета международного опыта, как в части организации процесса обучения, так и в части его методического обеспечения. Практически это означает, что основная нагрузка по подготовке кадров актуариев должна лечь на их профессиональное объединение - Общество актуариев. Эта проблема упрощается тем, что в Обществе актуариев подобная работа уже проводится.

    Правлением Общества актуариев принято решение 15 о том, что в целях повышения квалификационного уровня российских актуариев Общество актуариев приступает к реализации собственной программы актуарного образования. Программа разработана с учетом общемировой тенденции по унификации актуарного образования. В качестве основы при разработке программы использовались рекомендации Европейского Союза и Международного актуарного форума.

    Принят следующий перечень актуарных экзаменов: 16

    • Актуарная математика -1.
    • Актуарная математика -2.
    • Теория риска.
    • Экономика и финансы.
    • Страхование жизни.
    • Пенсионное страхование.
    • Страхование имущества и ответственности.
    • Инвестиции.

    Первые четыре экзамена посвящены, в основном, техническим вопросам, а вторые - более общим (смысловым) вопросам работы актуариев в основных областях их деятельности.

    Здесь как раз и возникает отмеченная выше проблема необходимости совмещения быстрого и качественного обучения актуариев. Дело в том, что программа экзаменов столь широка, а требования к уровню овладения предметом столь высоки, что объективно на подготовку и сдачу всех экзаменов Общества актуариев должно уйти несколько лет, по истечении которых можно будет констатировать появление в России актуариев мирового уровня. Однако реалии нашей жизни таковы, что у нас уже нет этих "нескольких лет", а практическая потребность в актуариях, и особенно сертифицированных 17, сегодня высокая.

    В этих условиях неоднократно предпринимались попытки "решить" проблему быстро. Наиболее показательным из мероприятий такого рода явились краткосрочные (двухнедельные!) курсы по подготовки сертифицированных актуариев для негосударственных пенсионных фондов, организованные при участии Инспекции НПФ в 1998 г. Сделаем критический разбор указанного мероприятия и с учетом этого попытаемся выработать компромиссное решение задачи ускоренной подготовки высококвалифицированных актуариев.

    Самая главная проблема подобных курсов состоит в том, что краткосрочные курсы не решают и не могут в принципе решить задачу подготовки кадров актуариев. Они лишь создают видимость ее решения, загоняя все связанные с этим проблемы глубоко внутрь и усиливая их возможные негативные последствия. В рассматриваемом случае ситуация усугубилась еще и тем, что все это действие происходило под эгидой государственного органа - Инспекции НПФ. И, по-видимому, не вызвало своевременной критики со стороны специалистов, а причины для этого были.

    Например, эти курсы изначально не предусматривали механизма повышения квалификации "сертифицированных" актуариев и по этой причине уже изначально были бесперспективными. Кроме того, они явились первой (пусть даже не осознанной) попыткой "растащить" профессию актуария по различным секторам страхового рынка. Следуя такой логике, каждое ведомство должно самостоятельно, по собственным программам готовить для себя совершенно особых актуариев - отдельно для государственного пенсионного фонда, отдельно для фонда социального страхования, отдельно для страховых компаний, осуществляющих страхование жизни, и т.д. Кто выиграет от столь узкой специализации актуариев - неизвестно, а проиграть могут практически все.

    С учетом сделанных замечаний, а также нашего опыта преподавательской и практической работы на страховом рынке можно рекомендовать следующие общие принципы подготовки кадров актуариев и процедуру их лицензирования.

    Прежде всего, отметим, что, с точки зрения государства, важнейшей задачей является подготовка сертифицированных актуариев, имеющих государственную лицензию. Это связано с тем, что только этой группе актуариев государство может доверить работу, от качества выполнения которой зависит социальная стабильность общества. Например, сегодня такими актуариями являются независимые актуарии, определенные законом "О негосударственных фондах", а в перспективе к этой группе, возможно, присоединятся актуарии, по статусу аналогичные английским назначенным актуариям.

    Выше отмечалось, что подготовка актуария - это весьма длительный процесс, а поэтому на рынке всегда будут присутствовать актуарии с разной квалификацией. При этом важно согласовать процесс обучения и лицензирования таким образом, чтобы актуарии только высшей квалификации могли претендовать на получение государственной лицензии. Если воспользоваться изложенным выше опытом развитых стран, то это можно обеспечить, например, законодательно передав подготовку кадров актуариев в ведение Общества актуариев. Но, учитывая нынешние российские реалии, сегодня вопрос скорее стоит не о передаче, а о признании такого права за Обществом, по факту его свершения.

    Заметим, что практически все решения, касающиеся общей подготовки актуариев, в принципе, могут приниматься Обществом актуариев самостоятельно (такой была практика, по крайней мере, до последнего времени). Соответствующие постановления государственных органов необходимы лишь для признания системы квалификации актуариев, подготовленных Обществом и использования ее в процедуре выдачи государственной лицензии на право проведения актуарных работ, требующих по действующему законодательству наличия такой лицензии. Однако понятно, что если государство в лице заинтересованных министерств и ведомств (в первую очередь, это Минтруд, Минфин, Пенсионный фонд России, а также государственные внебюджетные фонды социального и обязательного медицинского страхования) не будет каким-то образом участвовать в организованной Обществом актуариев системе подготовки кадров актуариев, то в будущем могут возникнуть проблемы в признании им этой системы. Для того, чтобы избежать такого рода проблем, на наш взгляд, необходимо предпринять следующее совместные шаги:

    • согласовать перечень и программы экзаменов Общества актуариев со всеми заинтересованными сторонами (в первую очередь здесь необходимо обратить внимание на то, чтобы объем знаний, который получит сдавший экзамены член Общества актуариев, был достаточным для последующего получения государственной лицензии);
    • подготовить и издать учебные пособия по каждому предмету, по которому будет приниматься экзамен; 18
    • создать аккредитованные учебные центры на базе ведущих университетов страны для заочного обучения актуариев. Некоторые из них уже действуют - это "Головной научно-учебный центр по страхованию технических и промышленных рисков", созданный при МГТУ им. Н.Э. Баумана с участием Общества актуариев и ЗАО "Объединенная актуарная компания" 19, а также Научно-исследовательский актуарно-финансовый центр, созданный по распоряжению Правительства РФ 20;
    • сформировать экзаменационную комиссию из членов Общества актуариев, с привлечением ведущих ученых, практиков, преподавателей и представителей заинтересованных министерств и ведомств 21 и организовать проведение открытых, демократичных экзаменов.

    Таким образом, многие задачи Общества по подготовки кадров актуариев уже выполнены или находятся в стадии выполнения. Однако еще не все организационные моменты проработаны до конца, поэтому ряд предлагаемых нами решений не является официальной точкой зрения Общества актуариев и/или требует согласования со всеми заинтересованными сторонами.

    Одной из ключевых организационных проблем является проблема статуса членства в Обществе актуариев. На наш взгляд, самым простым и естественным решением этой проблемы может стать дифференциация членов Общества по их квалификации, то есть формально - по количеству сданных экзаменов. Наивысшую квалификацию по определенному профилю деятельности (например, пенсионное страхование, страхование жизни, страхование имущества и ответственности или инвестиции) приобретает человек, сдавший, по крайней мере, пять экзаменов: первые четыре - обязательные, а пятый - профилирующий, по выбору из оставшихся четырех. Одновременно с этим он становится действительным членом Общества актуариев 22 и приобретает право на получение государственной лицензии по направлению профилирующего экзамена.

    Процедура получения государственной лицензии может быть самой обычной, но важно, чтобы по закону к ней допускались только действительные члены Общества актуариев по соответствующему профилю. Это, во-первых, позволит снизить нагрузку на лицензионный орган 23 ввиду того, что при выдаче лицензии отпадает необходимость экзаменовать претендента на предмет владения актуарной техникой (соответствующие дисциплины он сдаст, прежде чем станет действительным членом Общества актуариев и будет допущен до лицензирования), а сосредоточить внимание на вопросах правового регулирования и нормативного обеспечения заданного вида страховой деятельности.

    Во-вторых, это будет способствовать дополнительной защите рынка актуарных услуг от случайных и непрофессиональных лиц, так как многократно увеличивает количество этапов отбора претендентов на получение лицензии, а также существенно растягивает этот процесс во времени.

    Однако не стоит обольщаться. Как и все в этом мире, предлагаемая схема организации системы актуарного образования имеет две стороны: хорошую и плохую. Хорошую сторону этой процедуры мы уже отметили, остается только сослаться на сто пятидесятилетний западный опыт, подтверждающий ее рациональность. Недостаток предложенной системы актуарного образования органично вытекает из ее достоинств, а именно: высокая продолжительность процесса обучения может оказаться основным сдерживающим фактором применения этой системы в России, если не будут найдены приемлемые компромиссы.

    На наш взгляд, необходимый компромисс между продолжительностью и качеством актуарного образования может быть получен, если в переходный период (который может продлиться несколько лет) предоставить право получать государственную лицензию членам Общества актуариев, сдавшим часть актуарных экзаменов. Например, можно установить следующий порядок: до 2001 г. право на получение государственной лицензии сроком на 1-2 года предоставляется лицам, сдавшим не менее одного актуарного экзамена; до 2002 г. - сдавшим не менее двух экзаменов; до 2003 г. - сдавшим не менее трех экзаменов и т.д. Таким образом, уже к 2005 г. в России будет создана система 24, дающая полноценное, соответствующее мировым стандартам актуарное образование.

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

    При рассмотрении вопросов обучения и лицензирования актуариев мы неоднократно касались и вопросов правового регулирования этой деятельности. Поэтому ниже остановимся только на тех правовых проблемах, которые оказались недостаточно освященными или не рассмотренными вовсе.

    Прежде всего, напомним, что актуарный и страховой рынки тесно интегрированы и не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Это касается большинства сторон указанных видов деятельности, и правовая сторона здесь не является исключением. По этой причине разработке законодательных и нормативных актов по страхованию вообще, а по социальному страхованию и пенсионному обеспечению особенно, должна предшествовать (там, где это необходимо) актуарная проработка регламентируемых этими законами страховых технологий и разработка соответствующего методического актуарного обеспечения с тем, чтобы им не противоречили тексты принимаемых законов и других нормативных документов.

    Несоблюдение при разработке страхового законодательства указанной выше последовательности действий приводит к определенным "казусам", ряд из которых может быть легко обнаружен при внимательном изучении действующего страхового законодательства. Например, Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" дается весьма противоречивое определение важнейшего для финансовой стабильности любой страховой организации понятия "резерва", несоответствующее аналогичному понятию, используемому в мире. Без сомнения, это пока еще не самая страшная ошибка. Мы надеемся, что при разработке соответствующих подзаконных актов, и, в частности, в Приказе Главного Инспектора Инспекции НПФ "Об утверждении нормативного размера пенсионных резервов", процедура резервирования будет как-то приведена в соответствие с международной актуарной практикой. Но то, что нам еще долгие годы предстоит использовать понятия и терминологию, отличные от общепринятых в страховом сообществе, также не вызывает сомнений.

    Таким образом, важнейшей задачей сегодня является создание правовых условий для обязательного привлечение актуариев на все этапы процесса разработки и внедрения страхового законодательства и соответствующих подзаконных нормативных актов. Такая практика будет способствовать повышению качества вновь разрабатываемых документов и, как следствие этого, окажет благоприятное воздействие на стабилизацию всего страхового рынка. Кроме того, можно надеяться, что это ускорит процесс становления в России полноценной профессии актуария, а также будет способствовать повышению авторитета профессии актуария среди всех операторов страхового рынка.

    Здесь же следует отметить, что сфера деятельности современных западных актуариев не ограничивается страхованием как таковым. Например, в Великобритании законодательством 25 о браке и семье предусматривается привлечение актуариев для расчета прав супругов, связанных с их участием в пенсионных схемах, при разводе; законом о финансовых услугах 26 регулируются вопросы оказания финансовых услуг населению, в том числе консультационных и т.д. Без сомнения, схожие проблемы имеются и в России. Причем некоторых из них уже сегодня активно обсуждаются в средствах массовой информации 27, а другие находятся только в стадии осмысления, но в любом случае их эффективное решение потребует участия актуариев, которое должно регламентироваться соответствующими правовыми нормами. Поэтому юристам, особенно в области гражданского и трудового права, следует более внимательно отнестись к работе актуариев и в своей законотворческой деятельности смелей привлекать актуариев в качестве экспертов по различным финансовым рискам, с которыми граждане сталкиваются в быту и на работе.

    В качестве заключения следует отметить, что только комплексное решение указанных выше правовых и организационных проблем позволит создать в России эффективную систему социального страхования и сделать ее привлекательной для частных инвесторов.

    ПРИЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА "АКТУАРНАЯ МАТЕМАТИКА - 1" (28)

    Цель экзамена

    Целью экзамена является подтверждение знаний и навыков по базовым концепциям и методам актуарной математики, основным моделям страхования жизни и пенсий, технике дисконтированных денежных потоков, позволяющим решать основные задачи актуарного обеспечения страхования жизни и аннуитетов (пенсий).

    Программа экзамена

    1. Элементы финансовой математики

    o 1.1 Процент, дисконт и ставка дисконтирования. Простой, сложный, переменный процент. Эффективная ставка процента. Номинальная ставка процента.

    o 1.2 Непрерывное начисление процентов.

    o 1.3 Анализ детерминированных финансовых потоков. Накопленная, приведенная и современная стоимость.

    o 1.4 Методы вычисления процентной ставки: усреднение по стоимости, усреднение по времени. Учет инфляции.

    o 1.5 Расчет финансовых рент.

    2. Модели дожития и таблицы смертности.

    o 2.1. Продолжительность жизни и продолжительность оставшейся жизни как случайные величины.

    o 2.2. Плотность распределения продолжительности оставшейся жизни.

    o 2.3. Выражения для вероятностей смерти и дожития.

    o 2.4. Моменты распределения продолжительности оставшейся жизни.

    o 2.5. Интенсивность (сила) смертности.

    o 2.6. Таблицы смертности. Вероятностная и детерминистическая интерпретации.

    o 2.7. Селективные таблицы смертности.

    o 2.8. Аппроксимация смертности для дробных возрастов.

    o 2.9. Аналитические законы смертности. Законы Гомпертца и Мэйкхема.

    3. Вычисление приведенных стоимостей в страховании жизни.

    o 3.1 Приведенная стоимость случайного финансового потока.

    o 3.2 Понятие ожидаемой приведенной стоимости потока платежей.

    o 3.3. Коммутационные числа.

    o 3.4. Вычисление приведенных стоимостей аннуитетов, выплат по смерти и дожитию.

    4. Вычисление премий.

    o 4.1. Принцип эквивалентности обязательств. Уравнение баланса.

    o 4.2. Нетто - премии.

    o 4.3. Нагрузка как учет издержек страховщика. Структура нагрузки.

    o 4.4. Брутто-премии.

    o 4.5. Бонусы.

    o 4.6. Расчет страховых премий для лиц повышенного риска.

    5. Вычисление резервов.

    o 5.1. Понятие математического резерва.

    o 5.2 Проспективный и ретроспективный методы расчета резерва.

    o 5.3. Нетто-резерв.

    o 5.4 Резервы с учетом издержек. Брутто-резерв. Цильмеризация.

    o 5.5. Актуарный базис для расчета резервов. Условия эквивалентности ретроспективного и проспективного методов расчета резерва.

    o 5.6. Резерв при страховании жизни, предусматривающем участие страхователя в прибыли страховщика.

    o 5.7. Рекуррентные соотношения для резервов. Прибыль от операций по страхованию жизни. Источники и методы оценки.

    6. Расторжение договора и изменение условий договора страхования

    o 6.1 Понятие выкупной суммы.

    o 6.2 Соотношение между выкупной суммой и математическим резервом.

    o 6.3. Методы перерасчета обязательств при изменении условий договора.

    o 6.4. Оплаченный полис.

    7. Моделирование финансовых потоков. Тестирование доходности

    o 7.1 Принципы выбора базисов для расчета тарифов, резервов и моделирования финансовых потоков.

    o 7.2. Расчет финансовых потоков.

    o 7.3. Профиль прибыли. Расчет приведенной стоимости прибыли.

    o 7.4. Использование модели финансовых потоков для тарификации и резервирования.

    o 7.5. Влияние резервного базиса на профиль прибыли.

    8. Система международных актуарных обозначений.

    ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА

    Сдающий экзамен актуарий должен:

    a. Понимать суть актуарной работы и уметь использовать обобщенные модели денежных потоков для описания различных видов финансовой деятельности.

    b. Понимать и уметь применять основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики.

    c. Уметь учитывать в практических задачах изменение стоимости денег во времени, используя теорию простого и сложного процентов.

    d. Рассчитывать современную или накопленную стоимость потока платежей (постоянного и переменного размера), уметь учитывать инфляцию.

    e. Уметь определять норму доходности при разной частоте начисления процентов.

    f. Знать основные формулы теории сложных процентов.

    g. Решать задачи с использованием теории сложного процента. Составлять и решать уравнения баланса ( стоимости) для заданного уровня доходности (в том числе с учетом инфляции).

    h. Уметь применять технику дисконтированных денежных потоков для оценки инвестиционного (финансового) проекта.

    i. Знать и уметь применять элементарные стохастические модели процентной ставки.

    j. Знать основные показатели таблицы смертности: годовая вероятность смерти, вероятность дожития, ожидаемая продолжительность оставшейся жизни, интенсивность смертности и т.д.

    k. Вычислять современные и аккумулированные стоимости потока платежей, в том числе с возрастающими или убывающими размерами платежей с использованием постоянной нормы доходности и вероятности платежа.

    l. Анализировать и решать проблемы с использованием уравнения баланса с учетом вероятностей осуществления платежей, рассчитанных на основании таблицы смертности.

    m. Знать и уметь использовать формулы для современных стоимостей страхового аннуитета, выплат по смерти и дожитию, в том числе с использованием селективных таблиц смертности.

    n. Знать соотношения между современными стоимостями аннуитетов и выплат по смешанному или пожизненному страхованию.

    o. Оценивать величину обязательств по стандартным контрактам страхования жизни и пенсий (аннуитетов) как в терминах текущей стоимости, так и в терминах современной стоимости. Использовать эти оценки для вычисления тарифов, резервов, выкупных сумм и условий досрочного расторжения договоров.

    p. Уметь определять источники и размер прибыли в течение срока страхования. Знать зависимость финансовых показателей от соотношения между базисом, использованным для расчета тарифов, и базисом, использованным для расчета резервов.


    1 Buhlman H. The Actuary // Insurance: Mathematics and Economics, 1992, v. 11, pp. 83-86

    2 Мельников А.В. Профессия - актуарий // Страховое ревю, 1995, N 2, с. 45-46

    3 Borch K. Ends and Means in Actuarial Science // Quarterly Letter from the Algemeine Reinsurance Companies, 1964, v. 2, pp. 28-38

    4 Kuys P.H.M. The Actuary. From Academic to Professional // Insurance: Mathematics and Economics, 1992, v. 11, pp. 91-96

    5 Например, Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" вводится понятие "независимый актуарий" и регламентируется порядок и периодичность актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов; Федеральной программой "Развитие национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 гг." предусмотрено ускорить создание института актуариев с учетом выработанных международной практикой критериев, определить порядок аттестации и лицензирования актуариев и т.д.

    6 В настоящей работе мы не касаемся социальной помощи, которая оказывается определенным категориям нуждающихся за счет государственных и местных бюджетов.

    7 Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1919 - 1956, том 1. - Женева: МБТ, 1991. - 1160 с.

    8 Программа одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. N 463

    9 Подписан Президентом России 24 июля 1998 г.

    10 Баскаков В.Н., Баскакова М.Е. О пенсиях для мужчин и женщин: социальные аспекты пенсионной реформы. - М.: Московский философский фонд, 1998. - 200 с.

    11 В соответствии с международной практикой проспективный резерв определяется как разница между ожидаемой современной стоимостью будущих расходов и ожидаемой современной стоимостью будущих доходов. Фактически он равен сумме средств, которые страховщик должен иметь в настоящий момент, чтобы при осторожном инвестировании покрыть взятые по полису обязательства с учетом будущих взносов.

    12 В соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" ежегодно проводится с 1998 г.

    13 Например, ст.96 Закона о страховых компаниях 1982 г. (Insurance company Act 1982) определяет актуария как лицо, имеющее определенную квалификацию. Страховым Регулированием 1983 г., на основании этого закона, актуарий определен уже как "действительный член Института (Факультета) актуариев, достигший возраста 30 лет".

    14 Для того чтобы Департамент мог положиться на высказанное в отчете мнение назначенного актуария, законодательно установлены весьма строгие правила на ставки премий, условия полисов, способы создания резервов и т.д.

    15 Решение принято на заседании Правления от 5 августа 1998 г.

    16 Программа первого экзамена приведена в Приложении

    17 Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" предусмотрено, что ежегодное актуарное оценивание результатов деятельности фондов осуществляют независимые актуарии, имеющие соответствующее разрешение (лицензию).

    18 В настоящее время Обществом актуариев подготовлено учебное пособие по курсу "Актуарная математика-1". В его основу положен соответствующий учебник Института актуариев Великобритании. Это пособие максимально приспособлено для самостоятельного обучения, написано простым, ясным языком и содержит большое количество упражнений с подробными решениями. Ведется работа над учебными пособиями и по другим предметам.

    19 Баскаков В.Н., Карташов Г.Д., Новиков В.В. Готовь сани летом, а страхователя в институте // Надежность и контроль качества, 1998, N 11, С.49-52.

    20 Финансовая математика и ее применение // Консультант, 1994, N 6, С. 174-178.

    21 Уже сегодня в состав правления Общества актуариев включены представители Минтруда, Минфина и Пенсионного фонда России. Ведутся переговоры и с другими заинтересованными ведомствами.

    22 Возможно, в дальнейшем будет введено дополнительное требование к стажу практи-ческой работы и возрасту действительного члена Общества актуариев.

    23 По нашему глубокому убеждению, лицензионный орган должен быть государственным и, самое главное, межведомственным. Причину этого легко понять из следующего примера.

    В настоящее время пенсионное страхование осуществляют и курируют Пенсионный фонд России (государственное пенсионное страхование), Минтруд (негосударственное пенсионное страхование, через НПФ и государственное пенсионное страхование), Минфин (негосударственное пенсионное страхование, через страховые компании). В перспективе к ним присоединится Фонд социального страхования, если в его ведение передадут пенсии по инвалидности. Так какое из четырех названных ведомств должно лицензировать актуарную деятельность в сфере пенсионного страхования? А может быть, следует позволить каждому ведомству выдавать собственную лицензию? Ответы на поставленные вопрос, по нашему мнению, очевидны. Вернуться

    24 Приведенные в этом примере сроки весьма условны. Но если предлагаемая система будет принята, то потребуется их тщательное обоснование и уточнение.

    25 The Matrimonial Causes Act 1973 and Family Law (Scotland) Act 1985

    26 Financial Services Act 1980

    27 Баскакова М.Е. Развод по-российски // Социальная защита (Пенсионное обеспечение), 1999, N 5(86), С.3-6

    28 За дополнительной информацией просьба обращаться в правление Общества актуариев - факс.(095)939-24-91.


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Предисловие 

Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) 

Пенсионное страхование как составная часть системы государственного социального страхования 

Влияние состояния государственной пенсионной системы на пенсионную реформу в Российской Федерации 

О мерах по стабилизации пенсионного обеспечения в Российской Федерации 

Финансовое состояние и перспективы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации 

Персонифицированный учет как информационная основа реформирования пенсионной системы 

Актуарные проблемы системы социального страхования и пенсионного обеспечения 

О реализации пенсионной реформы в части профессиональных пенсий 

Особенности применения законодательства по льготному пенсионному обеспечению 

Льготные пенсии, профессиональные риски и пенсионная реформа в Российской Федерации 

Профессиональный риск и защита здоровья работающих 

Литература 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом