Предисловие
АЛЕКСАНДР ОРЛОВ,
доктор социологических наук, Президент Академии исследований российского общества.
Перевод российской экономики на рыночные отношения и уничтожение монополии государства в экономической сфере потребовали перевода пенсионной системы на страховую основу. Сегодня начался новый этап реформирования этой системы, активно выстраиваются ее правовые рамки: одобрена и принята Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, принят Федеральный Закон "О негосударственных пенсионных фондах", готовится пакет постановлений Правительства для его реализации, обсуждается проект закона "О профессиональных пенсионных системах" и множество др. документов, регламентирующих будущую пенсионную систему.
По замыслу разработчиков, пенсионная система будет иметь принципиальные отличия от ныне действующей системы не только наличием нескольких уровней, но и тем, что часть обязательного пенсионного страхования (профессиональное пенсионное обеспечение) планируется передать в ведение негосударственных пенсионных фондов. Имеются также и другие отличия настоящей и будущей пенсионной системы, которые, прежде всего, связаны с произошедшими радикальными изменениями в экономической и политической системе государства.
Изменения организационных и экономических основ функционирования будущей пенсионной системы предполагает столь же глубокое реформирование ее правовых основ, о чем часто забывают или вообще не придают этому факту должного значения. В связи с чем, вновь создаваемая правовая основа будущей пенсионной системы уже изначально страдает от несогласованности ее отдельных элементов. Например, Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" предусмотрен сбор сведений, необходимых для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного. Однако этих сведений явно недостаточно для проведения актуарного оценивания деятельности пенсионного фонда и расчета тарифов по отдельным видам пенсионного обеспечения. Но в тоже время понятно, что дополнительной базы данных государство создавать не будет - это весьма дорогое мероприятие.
Не следует забывать, что право лишь регламентирует действующие в обществе экономические, социальные и др. отношения и, что оно не может существовать изолированно от них. Поэтому правовые вопросы, особенно такой сложной системы как пенсионная, должны решаться комплексно, с привлечением специалистов из самых разных областей: юристов, социологов, экономистов различной специализации, финансистов и даже математиков, а точнее - актуариев, специалистов в области страховой математики. Только в таком сотрудничестве возможно безусловное решение возникающих проблем.
Кроме того, для успешного функционирования пенсионной системы также необходимо наличие прямых контактов и обратной связи между ее разработчиками, социальными работниками из различных регионов нашей страны, реализующими пенсионную систему на практике и преподавателями ВУЗов, готовящих новое поколение юристов и социальных работников.
С учетом изложенного Актуарный информационно-аналитический центр при НИИ ПММ МГТУ им. Н.Э. Баумана и ЗАО "Объединенная актуарная компания" выдвинули идею проведения семинара "Правовые и социально-экономические аспекты пенсионной реформы России", для комплексного рассмотрения проблем пенсионной реформы. Идея такого семинара была одобрена и профинансирована программой "Право" и программой "Содействие экономическому развитию" Института Открытое Общество (Фонд Сороса), и вызвала большой интерес у специалистов в области пенсионного обеспечения.
На семинаре, который проходил 27-28 января1999 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана, с докладами выступили ведущие ученые и специалисты, принимающие непосредственное участие в реформировании пенсионной системы России (см. содержание).
В работе семинара приняли участие 130 человек из 20 регионов России (от Санкт-Петербурга до Владивостока).
Пользу от проведения такого рода семинара получили все участвующие в работе семинара стороны. Слушатели обогатились новыми знаниями, которые будут использовать для правового регулирования процесса пенсионного обеспечения в своих регионах или при обучении, если это относится к преподавателям ВУЗов. Лекторы и разработчики законодательных актов, лучше узнали практику и проблемы связанные с осуществлением пенсионного обеспечения на местах, что позволило посмотреть на интересующие их проблемы глазами своих коллег из смежных специальностей и обозначить существующие лакуны в правовом обеспечении пенсионной системы. Хочется надеяться, что положительный эффект от проведенного семинара не заканчивается вместе с его закрытием - возникшие в процессе работы семинара контакты и деловые связи еще долго будут приносить пользу его участникам, и прежде всего тем из них, которые непосредственно заняты подготовкой и проведением пенсионной реформы России.