главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Некоторые правовые аспекты профессиональной пенсионной системы


Д.С. КОНШИН
Заместитель руководителя
Департамента труда, занятости
и социальной политики
Министерства экономического развития и торговли РФ


В настоящее время наиболее важной и до конца не проработанной проблемой является трансформация обязательств по льготному пенсионному обеспечению в рамках правового регулирования коллективных договоров.

Сложность заключается прежде всего в том, что происходит радикальное изменение всей системы льготных пенсий. Вместо системы с определенными выплатами мы получаем систему с определенными взносами, а это порождает совсем иные экономические и правовые механизмы. Зарубежный опыт показывает, что правовое решение тех или иных проблем оказывает существенное влияние на внутреннее содержание реформируемых систем.

Концепцией реформирования профессиональных пенсионных систем предусматривается, что ее базой должен стать Пенсионный фонд Российской Федерации. Но здесь возникают очень серьезные проблемы, связанные с деятельностью Пенсионного фонда по ведению персональных счетов, а также с тем, как операционная система Пенсионного фонда РФ будет взаимодействовать с другими субъектами профессиональных пенсий.

Еще одной сложной и дискуссионной является проблема прав пенсионеров на накопления, которые будут сделаны внутри профессиональных пенсионный систем.

Третий вопрос, который придется решать и который обязательно будет являться частью этой системы, - это собственно проблема накоплений, проблема инвестирования резервов.

Безусловно, многое будет зависеть от того, какие негосударственные финансовые институты придут на рынок профессиональных пенсий. Но основным вопросом, конечно, является обеспечение единства принципов, на которых этот рынок будет функционировать, для всех субъектов профессионального пенсионного страхования, в том числе и Пенсионного фонда Российской Федерации - поскольку, если Пенсионный фонд будет работать на иных принципах, мы получим полный дисбаланс внутри системы профессиональных пенсий. То есть, если мы применяем систему депозитарного размещения резервов через управляющие компании на открытых рынках, то такие же принципы должны применяться и по управлению резервами Пенсионного фонда, который формируется в рамках профессиональных пенсий.

Такой подход очевиден и не вызывает особых дискуссий. Проблема заключается в разработке правового механизма, способного обеспечить соблюдение такого подхода.

Очевидно также, что механизм будет близок к тому правовому механизму, который используется при реформировании всей пенсионной системы, поскольку, трансформируя льготные пенсии, мы все-таки имеем дело с некоторыми государственными обязательствами, которые конвертируются в обязательства иного уровня, но, тем не менее, не прекращают ими быть. То есть реально, когда говорится о предоставлении защиты лицам, занятым на работе с особыми условиями труда, то речь идет о том, что здесь присутствует явно выраженный публичный интерес. Государству не безразлично то, что будет происходить с этими людьми. Меняются механизмы, но не меняется сама сущность вопроса.

Что касается дополнительного профессионального обеспечения по другим направлениям, то здесь государство, в принципе, никогда публичного интереса не проявляло. Однако существует немало вопросов, которые его интересуют. И, прежде всего, это проблема совмещения обязательного и добровольного профессионального пенсионного страхования. Этот вопрос не затрагивается в разрабатываемом Минэкономики России законопроекте, но определенные нормы, заложенные в нем, будут касаться деятельности всех субъектов, занятых на рынке профессионального пенсионного страхования.

Высказываются опасения, связанные с тем, что участие Пенсионного фонда Российской Федерации в страховании льготных досрочных пенсий, делает практически безальтернативной эту систему, и негосударственным страховым структурам будет трудно с этим бороться. Представляется, что такие опасения сильно преувеличены, поскольку страхователю (в лице социальных партнеров) будет предоставлено право менять не устроившего его страховщика.

Задачей законопроекта, разрабатываемого Министерством экономического развития и торговли РФ, является, прежде всего, сохранение тех обязательств, которые уже существуют по досрочному льготному пенсионному обеспечению. Но, кроме того, он должен содержать механизмы, которые будут стимулировать создание и развитие новой профессиональной пенсионной системы.

Этот закон будет базовым. Его принятие, безусловно, потребует внести изменения и дополнения в уже действующие законы, например, в Закон о коллективных договорах и соглашениях. Кроме того, будет разработан ряд нормативных актов указывающих на порядок реализации законодательных решений.

Разрабатываемый Министерством экономического развития и торговли РФ законопроект, связанный с трансформацией механизма предоставления льготных пенсий, является только частью проблемы профессиональных пенсий. Реально эта проблема гораздо шире, поскольку уже сейчас существует немало работодателей, никак не связанных с опасными и вредными условиями труда, но готовых предоставить своим работникам дополнительные социальные льготы. Сдерживает их, прежде всего, отсутствие законодательно разработанного механизма предоставления таких льгот.


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Предисловие 

Перспективы развития обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации 

Роль социального партнерства в формировании системы обязательных профессиональных пенсий 

Некоторые правовые аспекты профессиональной пенсионной системы 

Три составляющие пенсионной реформы 

Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы 

Демографические прогнозы и пенсионное страхование 

Перспективы участия страховых компаний в реформировании системы профессионального пенсионного страхования России 

Роль корпоративных пенсионных систем в процессе реформирования пенсионного обеспечения в России 

Методология и практика создания корпоративных пенсионных систем 

Реформирование льготного пенсионного обеспечения: опыт Польши 

Дискуссия 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом