главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Реформирование льготного пенсионного обеспечения: опыт Польши


Е.К. КРЫЛОВА
Кандидат экономических наук,
Независимый актуарный информационно-аналитический центр
старший научный сотрудник ИСЭПН РАН


Проблемы, связанные с льготным пенсионным обеспечением, характерны для большинства стран Восточной Европы, где вопросы особых условий труда, также как и в СССР, решались, в основном, путем досрочного выхода на пенсию. Реформируя свои пенсионные системы, эти страны идут по пути сокращения или отмены практики досрочного выхода на пенсию. По данным Института Всемирного Банка отраслевые льготы значительно сокращены или отменены в Армении, Грузии, Молдове, Литве. Пересмотрен перечень профессий, предоставляющих право досрочного выхода на пенсию в Азербайджане. Пенсионная реформа Узбекистана также предполагает постепенное упразднение досрочного выхода на пенсию. В основном отменена возможность досрочного выхода на пенсию и в Албании. С 1 января 1998 года ликвидированы все льготные пенсии в Казахстане. Сохранено льготное пенсионное обеспечение в Словении, но там, по сравнению с другими странами с переходной экономикой, количество тех кто пользуется ими, относительно невелико. Мягкие положения по установлению инвалидности и щедрые положения по досрочному выходу на пенсию сохранены только в Федеративной Республике Югославии (Сербия и Черногория), однако, необходимо отметить, что пенсионная реформа в этой стране не проводится.

Наиболее решительно и радикально к реформированию системы льготного пенсионного обеспечения приступили в Польше.

По оценкам Агнешки Хлон, сотрудника Гданьского института рыночной экономики и Советника Полномочного представителя в Правительстве Польши по вопросам пенсионной реформы, около четверти работников этой страны имеют право на досрочный выход на пенсию (1). Такое положение дорого обходится системе социального обеспечения этой страны.

Реформирование системы досрочного пенсионного обеспечения в Польше началось с создания Комитета медицинских экспертов, основной задачей которого стал анализ прав на снижение пенсионного возраста для лиц, занятых в особых условиях труда или выполняющих работу особого характера.

Поделив все виды работ, которые ранее давали право на льготную пенсию, на три категории: работа во вредных условиях труда; работа в особых условиях труда и особый характер работ, Комитет определил, что основанием для сокращения времени работы в особых условиях труда или выполнения работы особого характера может служить лишь документально подтвержденное соответствие определенным медицинским критериям.

При этом, работой во вредных условиях труда, была признана работа, связанная с превышением установленных законом нормативов максимального уровня вредных условий на рабочем месте. В этом случае работодатель по закону обязан обеспечить соответствующие меры профилактики и поэтому на работу в таких условиях льготное пенсионное обеспечение распространяться не должно.

Работой в особых условиях труда признана работа выполняемая постоянно и в течение полного рабочего дня в экстремальных условиях, обусловленных природно-климатическим характером или характером технологических процессов, которые могут вызывать постоянное отрицательное воздействие на здоровье и которые невозможно устранить посредством каких-либо профилактических мер.

Особый характер носят виды работы, требующие отличного психического и физического состояния, качество которого снижается в процессе старения. Выполнение такой работы после достижения определенного возраста может представлять опасность для окружающих. К таким видам работ была отнесена и работа, связанная со спасением жизни в условиях, угрожающих жизни или здоровью самого спасателя.

В соответствии с проведенной дифференциацией работ, работники, ранее охваченные системой досрочного выхода на пенсию, также были поделены на три группы.

К группе А были отнесены все лица, занятые на работах, относящихся к особым условиям или имеющим особый характер.

В группу В вошли лица, занятые на работах во вредных условиях труда, и на которых, в соответствии с решением Комитета медицинских экспертов, условия льготного пенсионного обеспечения больше распространяться не должны.

Кроме того, была определена еще и группа С, в которую должны войти лица, начавшие работать в особых условиях или выполнять работы, имеющие особый характер, уже после реформирования системы досрочного пенсионного обеспечения.

На основании доклада, подготовленного Комитетом медицинских экспертов, для работников, вошедших в группу А и занятых на работах в особых условиях труда или носящих особый характер, был разработан вариант, предусматривающий выплату временных пенсий. Этот вариант был одобрен профсоюзами совместно с работодателями и принят Государственной трудовой инспекцией.

Эти пенсии должны выплачиваться с момента завершения работы до наступления общеустановленного пенсионного возраста. Совмещение работы с получением временной пенсии не разрешается. Критериями для ее получения являются достижение минимального возраста, необходимого для выхода на льготную пенсию, а также минимальный стаж, который остался таким же, как и в прежней системе. Предполагается законодательно установить минимальный размер временных пенсий, как доли от средней заработной платы на предприятии. Эти пенсии облагаются подоходным налогом, но с них не делаются отчисления в систему социального обеспечения.

Управление системой находится в руках Фонда временных пенсий, который ведет учет, предоставляет право на пенсию и выплачивает ее, а также заключает контракты с подрядчиками на управление активами.

С момента введения Закона о временных пенсиях плательщиками страховых взносов становятся работодатели, а за период, предшествующий введению Закона - государственный бюджет. Согласно оценкам польских специалистов, бюджету это обойдется примерно в 400 млн. злотых ежегодно.

Лица, отнесенные к группе В (т.е. занятые на работах во вредных условиях труда, и на которых льготное пенсионное обеспечение больше не распространяется), получают компенсацию за потерянное право досрочного выхода на пенсию.

Компенсация должна предоставляться работникам, которые в 1999 году были старше 30 лет или к этому году выработали минимальный стаж, необходимый для того, чтобы претендовать на досрочный выход на пенсию (обычно этот стаж составляет 15 лет). Формой компенсации является увеличение начального капитала на условном счете. Размер компенсации зависит от возраста и стажа конкретного работника.

Для работников, отнесенных к группе С, то есть тех, которые после принятия Закона о временных пенсиях приступают к работе в особых условиях или начинают выполнять работы, имеющие особый характер, Комитет медицинских экспертов определил максимальный стаж работы, не приводящий к значительному ухудшению состояния здоровья, для лиц, работающих в особых условиях, и максимальный возраст лиц, выполняющих работу особого характера, связанную с их психическим и физическим состоянием.

После выработки максимального стажа в особых условиях или после достижения максимального возраста на работе особого характера, работникам, занятым на данных видах работ, будет предложена переподготовка, с тем чтобы они могли повторно трудоустроиться, а также помощь в таком трудоустройстве на другом предприятии на работу, не влияющую на состояние здоровья или на работу на том же предприятии, но на другом рабочем месте, позволяющем им продолжать работу до достижения пенсионного возраста.

Таким образом, как только будут погашены последние обязательства по выплате временных пенсий, система льготного пенсионного обеспечения в Польше должна перестать существовать.

Однако, проблема реформирования льготного пенсионного обеспечения (как и в целом любой пенсионной системы) носит не только экономический, но во многом и политический характер, поскольку затрагивает социальные интересы значительной части населения. Поэтому для того, чтобы избежать серьезных политических дискуссий, процесс реформирования льготного пенсионного обеспечения должен предваряться зачастую длительными и трудными переговорами между социальными партнерами.

Насколько это непростой процесс также можно судить по переговорному опыту Польши. Первый раунд таких переговоров был проведен еще в июле, а второй - в сентябре - ноябре 1999 года. Тогда соглашение достигнуто не было.

В январе 2000 года переговоры были приостановлены. К этому времени Комитет медицинских экспертов представил окончательный доклад с пересмотренным перечнем видов работ в особых условиях и работ особого характера, куда профсоюзы внесли свои, обоснованные с медицинской точки зрения, поправки.

В апреле 2000 года было принято решение о проведении обследования для оценки стоимости реализации предлагаемых проектов. Эта работа продлится более года и только после ее завершения переговоры могут быть возобновлены. Будет ли в результате между договаривающимися сторонами достигнут консенсус и, если да, то когда, пока неясно.

В настоящее время в Российской Федерации идет подготовка к проведению серьезных изменений в системе льготного пенсионного обеспечения. Разработана Концепция ее реформирования, в процессе согласования находится проект Федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации". Пока в стране нет напряженных политических дискуссий по этому вопросу, поскольку, во-первых, основное внимание сосредоточено на реформировании всей пенсионной системы и, во-вторых, не предприняты никакие действия, связанные с реальным реформированием досрочного пенсионного обеспечения. Однако, развитие этого процесса неизбежно обострит ситуацию. Подтверждением этому служит не только описанный опыт Польши, но и уже имеющийся в нашей стране опыт введения обязательного социального страхования от несчастных случает на производстве и профессиональных заболеваний, существенно изменивший действовавшую ранее систему возмещения вреда работникам.

По мнению Михала Рутковски, руководителя Отдела социальной защиты (регион Европы и Центральной Азии) Всемирного Банка, формирование консенсуса, наряду с распространением концепции и получением обратной связи - это целый этап пенсионной реформы. Некоторые российские специалисты считают, что в области реформирования досрочных пенсий консенсус между социальными партнерами уже существует. Так ли это, покажет практика.


1 Базовый курс Института Всемирного Банка по вопросам социального обеспечения и пенсионной реформы: проблемы второго этапа и реализации, Венгрия, 2001 год.


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Предисловие 

Перспективы развития обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации 

Роль социального партнерства в формировании системы обязательных профессиональных пенсий 

Некоторые правовые аспекты профессиональной пенсионной системы 

Три составляющие пенсионной реформы 

Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы 

Демографические прогнозы и пенсионное страхование 

Перспективы участия страховых компаний в реформировании системы профессионального пенсионного страхования России 

Роль корпоративных пенсионных систем в процессе реформирования пенсионного обеспечения в России 

Методология и практика создания корпоративных пенсионных систем 

Реформирование льготного пенсионного обеспечения: опыт Польши 

Дискуссия 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом