главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Перспективы развития обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации


М.Э. ДМИТРИЕВ
Доктор экономических наук, профессор
первый заместитель Министра
экономического развития и торговли РФ


В настоящее время обсуждение вопросов ключевых подходов к стратегии реформирования пенсионной системы ведется чрезвычайно интенсивно, и окончательный механизм пенсионной реформы пока неясен, поскольку процесс очень серьезен, а проблемы, стоящие перед нашим обществом в этой сфере, настолько глубоки, что позволяют рассматривать много разных решений различных аспектов пенсионной политики.

Однако сейчас степень дискуссионности проблем, связанных с профессиональными пенсионными системами, значительно ниже, чем по другим аспектам пенсионной реформы, в том числе и на Правительственном уровне. Сегодня внутри Правительства Российской Федерации по вопросам реформирования профессиональной пенсионной системы сложился консенсус и разработанные принципы не подвергаются особому сомнению.

Каковы эти принципы.

Во-первых, приобретенные права по досрочному выходу на пенсию в связи с особыми условиями труда и по выслуге лет Профессиональные пенсионные системы должны быть признаны, каким-то образом отражены и конвертированы в будущие пенсионные выплаты работникам. Не обязательно, чтобы эти выплаты были связаны с досрочным выходом на пенсию. Если работник пожелает, он может получить их в виде прибавки к пенсии в более позднем возрасте. Но эта прибавка должна быть эквивалентна тому, что он мог бы получить в нынешней системе. По этому вопросу существует полное понимание того, что это является необходимым условием реформирования профессиональной пенсионной системы.

Есть также четкое понимание того, что с определенного момента времени приобретение прав на досрочную пенсию на старых принципах, т.е. на принципах распределительного финансирования этих пенсий, должно прекратиться. И это значит, что с того момента приобретение новых прав будет осуществляться уже на основе накопительного их финансирования, и объем приобретенных прав будет строго соответствовать тому объему страховых взносов, которые в накопительную систему будут уплачены за конкретного работника.

Не подвергается ни малейшему сомнению и тот аспект, что страховые взносы, которыми должно обеспечиваться приобретение будущих прав в связи с досрочным выходом на пенсию, должны выплачиваться сверх установленного страхового пенсионного тарифа, в объемах, соответствующих реальной актуарной оценке возникающих обязательств. То есть с тем, чтобы с учетом полной выработки стажа, обеспечивающего право на досрочный выход на пенсию, человек в течение льготного пенсионного периода до достижения общеустановленного пенсионного возраста получал пенсию, которая была бы эквивалентна, согласно актуарным оценкам, той пенсии, которую он получает в рамках действующей пенсионной системы.

После некоторых дебатов в Правительстве Российской Федерации окончательно решен вопрос о том, что Списки N1 и N2 должны быть сохранены.

Отмена этих списков в сложившейся ситуации была бы чрезвычайно болезненной акцией, негативно воспринимаемой широкой общественностью, и в том числе профсоюзами. Правильность такой акции, как с точки зрения социальных, так и политических последствий, вызывает серьезные сомнения. Именно это и предопределило тот факт, что в материалах, направляемых в Правительство в течение последнего полугода, предполагалось сохранение указанных списков.

Таким образом, все основные элементы действующей системы досрочных пенсий сохранены, чем обеспечена значительная степень преемственности, я бы даже сказал инерционности, в подходах к реформированию досрочных пенсий.

В то же время, отношение к проблеме реформирования профессиональных пенсий продолжает развиваться во вполне определенном направлении. Как и по многим другим вопросам, наше общество, исполнительные и законодательные власти начинают придавать более серьезное значение гибкости системы и свободе выбора конкретных участников разного рода форм страхования и социальной защиты. С учетом этого формируются предложения, связанные с реформированием профессиональной пенсионной системы. По сути своей, в основе они остаются теми же, но число степеней свободы выбора, которое сейчас может быть заложено в законодательные акты, связанные с этой реформой, существенно возрастает.

Прежде всего речь идет о том, что каждое предприятие может выбирать между Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственным пенсионным фондом при создании профессиональной пенсионной системы, финансируемой на накопительных принципах. Такая возможность была заложена еще в Программе пенсионной реформы 1998 года.

Негосударственные пенсионные фонды, которые будут участвовать в этой системе, должны иметь более благоприятный налоговый режим в части обязательств, связанных с профессиональными пенсиями. Естественно, что более благоприятный налоговый режим должен сопровождаться и более жестким режимом надзора, контроля за деятельностью профессиональных пенсионных фондов, требованием большей прозрачности к их деятельности.

В дополнение к перечисленным возможностям выбора, сейчас предлагается дополнительный механизм, который позволит в большей степени учитывать интересы конкретных предприятий и работников, а также ситуацию в отраслях и регионах.

Речь идет о том, что при согласии социальных партнеров могут быть разработаны условия, при которых работники смогут отказаться от досрочного выхода на пенсию, получив за это компенсацию в виде прямого повышения оплаты труда. Такое повышение заработной платы должно быть закреплено соответствующими типовыми положениями в коллективных трудовых договорах и соглашениях. Предполагается, что такие соглашения должны быть долгосрочными и иметь воспроизводимый характер. Если по решению социальных партнеров действие такого договора прекращается, то они должны вернуться к накопительному механизму финансирования досрочного выхода на пенсию для конкретных работников, у которых эти надбавки исчезают.

Это новый подход к решению проблем досрочного выхода на пенсию. Наличие такого положения в коллективном договоре позволит гибко и оперативно переводить траекторию развития досрочного пенсионного обеспечения на любом предприятии с одного из возможных законодательно обусловленных направлений на другое.

Если в коллективном договоре нет указанного типового положения, это означает, что возможность у данного предприятия только одна: остаться в Пенсионном фонде Российской Федерации и финансировать эту досрочную пенсию на накопительных принципах через индивидуальные счета работников в Пенсионном фонде.

Таким образом, только наличие в коллективном договоре соответствующего положения, согласованного сторонами социального партнерства, юридически прозрачного, понятного всем, позволяющего сторонам защитить свои позиции в суде, дает предприятиям право на альтернативный выбор.

Однако одна альтернатива у предприятий есть и в данном случае. Она связана с тем, что работодатель может обосновать то, что работник действительно занят на производстве с безопасными условиями труда, и в этом случае просто вывести его из системы досрочных пенсий.

Готовящийся Министерством экономического развития и торговли закон открыт для всех предложений, связанных с формированием будущих пенсионных прав работников.

В эту систему могут быть включены как негосударственные пенсионные фонды, так и другие финансовые структуры - конечно, на приведенных выше условиях. Безусловно, в ней могут участвовать и страховые компании.

В то же время надо понимать, что участие негосударственных пенсионных фондов в системе страхования досрочных пенсий, в силу большого количества льгот в части налогообложения, наличие определенных гарантий в этой системе и элементов обязательности, делает, естественно, необходимым и более жесткое регулирование деятельности самих негосударственных пенсионных фондов. Такие же требования должны будут предъявляться и к страховым компаниям, если они захотят работать на рынке обязательного пенсионного страхования.

Здесь прежде всего встает проблема разделения балансовых обязательств страховых компаний по имущественным видам страхования или страхования жизни. Это серьезная проблема. Может быть, потребуются новые механизмы регулирования, связанные с вопросами управления резервами страховых компаний для такого вида страхования.

Негосударственные пенсионные фонды не всегда пользуются услугами специализированных депозитариев в рамках добровольно пенсионного страхования, но в рамках обязательных профессиональных пенсионных систем эти требования будут жесткими и абсолютно обязательными.

Организация управления и размещение резервов страховых компаний, в рамках обязательного пенсионного страхования, также должны регулироваться более жестким образом и быть более прозрачными, чем это принято при добровольных видах страхования, которые не несут такой серьезной социальной нагрузки.

Разрабатываемая Министерством экономического развития и торговли РФ система обязательного страхования досрочных пенсий дает большую свободу выбора для всех ее участников. Она стимулирует также и конкуренцию между различными участниками негосударственного рынка пенсионного и социального страхования. А такая свобода выбора, в конечном итоге, будет служить интересам тех, кто пользуется услугами этой системы, поможет избежать перекосов, связанных с принудительными системами, которые всех ставят в одинаковые условия, независимо от реальной ситуации в той или иной отрасли или на предприятии, создавая неоправданные привилегии для одних и трудности для других. Выработанная система гибка, она предназначена для работы в рыночной экономике и может быть приспособлена для конкретных социально-экономических условий различных предприятий и регионов.


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Предисловие 

Перспективы развития обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации 

Роль социального партнерства в формировании системы обязательных профессиональных пенсий 

Некоторые правовые аспекты профессиональной пенсионной системы 

Три составляющие пенсионной реформы 

Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы 

Демографические прогнозы и пенсионное страхование 

Перспективы участия страховых компаний в реформировании системы профессионального пенсионного страхования России 

Роль корпоративных пенсионных систем в процессе реформирования пенсионного обеспечения в России 

Методология и практика создания корпоративных пенсионных систем 

Реформирование льготного пенсионного обеспечения: опыт Польши 

Дискуссия 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом