главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Перспективы участия страховых компаний в реформировании системы профессионального пенсионного страхования России


Н.П. НИКОЛЕНКО
Кандидат экономических наук, доцент,
Вице-президент Промышленно-страховой компании


Рассматриваемая проблема узка, но очень объемна по содержанию и велика по значению. Рассматривать ее в чистом виде без учета общей макроэкономической ситуации в стране и реформы всей пенсионной системы вряд ли целесообразно, поскольку такой подход будет иметь скорее теоретико-познавательный, нежели практический характер.

Диалектика социальных реформ и история вопроса о системе профессионального пенсионного страхования.
Россия медленно, но все-таки движется по пути рыночных реформ. Эти преобразования неизбежно охватят все сферы жизнедеятельности нашего общества: экономическую, политическую, социальную, духовную и т.д., что, собственно, уже происходит, в том числе в социальной сфере. Начался активный поиск новых форм и механизмов обеспечения социальной стабильности, основными составляющими которой являются:

  • пенсионная система;
  • система социального обеспечения;
  • система медицинского страхования.

Диалектика развития этих систем имеет одни и те же признаки:

  • борьба нового со старым, и наоборот;
  • поиск новых путей и механизмов, построение теоретических моделей и парадигм;
  • дискуссии, борьба мнений и т.д.

Однако, кардинальный вопрос, на который сегодня нужно дать ответ, - это вопрос об оптимальном соотношении государственного и негосударственного, нерыночного и рыночного, распределительного и накопительного, обязательного и добровольного. Проведенные мероприятия подтверждают это. Например, слушания в Государственной Думе РФ по социальному страхованию, круглый стол в Торгово-промышленной палате РФ, споры вокруг негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и страховых компаний и т.д. Успех реформ сегодня зависит от того, насколько:

a. глубоко рыночное сознание проникло в общество;

b. рыночно государство и производство, проводящие реформы, причем государство состоит из конкретных людей, которые по старинке готовят концепции ведомственных реформ;

c. системно, а не ведомственно мы готовы подойти к реформам.

Попытки реформирования пенсионной системы в Российской Федерации предпринимаются уже на протяжении десяти лет. Но только в последнее время со всей очевидностью встал вопрос о необходимости развития негосударственного пенсионного обеспечения и такой его составляющей как профессиональное пенсионное страхование.

Использование на Западе негосударственных источников финансирования пенсий проверено временем и стимулируется государством, поскольку:

  • уменьшает количество людей, зависящих от поддержки государства, и оно может сосредоточиться на пенсионном обеспечении наименее защищенных слоев общества;
  • отпадает необходимость сверх меры раздувать государственные социальные программы;
  • обеспечивает накопительные механизмы.

Седьмого августа 1995 года вышло Постановление Правительства "О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" N790. В соответствии с Концепцией в стране должна быть создана трехуровневая пенсионная система, включающая:

  • базовую пенсию, предоставляемую всем гражданам при наступлении инвалидности или достижении установленного возраста независимо от трудового стажа и назначаемую в твердых размерах;
  • трудовую пенсию, размер которой зависит от трудового стажа и заработка;
  • негосударственную пенсию, которая рассматривается как дополнительная по отношению к первым двум и возможна в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей, территорий, а также в форме личного пенсионного накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях.

Причем, развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем определено как приоритетная задача.

В дальнейшем три уровня смешанной (распределительно- накопительной) пенсионной системы были неоднократно модифицированы и конкретизированы. И к сегодняшнему дню дошли в следующем виде(1):

  • первый уровень (ведущий элемент системы) - государственное пенсионное страхование, средства по которому будут направляться в Пенсионный Фонд РФ (Пенсионный Фонд);
  • второй уровень - государственное пенсионное обеспечение, финансируемое из федерального бюджета, для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию;
  • третий уровень - дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в отдельных, установленных законодательством случаях, например, в профессиональных пенсионных системах, за счет обязательных страховых взносов.

Чтобы стабилизировать финансовое положение пенсионной системы в переходный период (до 2020 года) в ряду мер предусмотрено:

  • досрочный выход на пенсию заменить профессиональными пенсионными системами;
  • размер пенсионных выплат поставить в зависимость от величины поступлений в Пенсионный фонд;
  • стимулировать более поздний выход на пенсию, используя условно-накопительные и именные накопительные пенсионные счета;
  • четко разграничить обязательства по финансированию пенсий между Пенсионным фондом, федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.

Программа предусматривает перевод на накопительные принципы финансирования как пенсий в связи с особыми условиями труда, так и пенсий в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним. В настоящий момент такие пенсии получает почти четвертая часть всех пенсионеров. Насчитывается около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Существование такой разветвленной сферы льготного пенсионного обеспечения увеличивает круг получателей пенсионных выплат, отвлекая на эти цели финансовые ресурсы Пенсионного Фонда, что неблагоприятно сказывается на общем и без того невысоком уровне пенсионного обеспечения.

Программой пенсионной реформы предусматривается трансформировать досрочные пенсии в связи с неблагоприятными условиями труда в профессиональные пенсии с последующим сокращением сферы охвата льготным пенсионным обеспечением. Предполагалось, что работники, не выработавшие минимального стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию, станут участниками профессиональной пенсионной системы с момента начала реформы или будут формировать накопительную досрочную пенсию непосредственно в Пенсионном Фонде.

В силу того, что с момента принятия цитируемой "Программы пенсионной реформы в Российской Федерации", прошло несколько лет, и она отчасти устарела, были предприняты попытки ее усовершенствования. В частности, разработан ряд законодательных документов, касающихся проведения реформы. Одним из важнейших среди них можно назвать Проект Федерального закона "Об основах пенсионной системы в Российской Федерации" от 27.10.99.

Ведомственно подготовлены предложения по внесению изменений Пенсионным фондом РФ. Корректировка пенсионной реформы с учетом сформировавшихся социально-экономических изменений должна происходить постоянно и формально относится к положительным факторам. Вместе с тем, предложенная новая редакция Пенсионной реформы имеет ряд существенных недостатков и фактически означает отказ от трехуровневой системы пенсионного обеспечения, так как из ее содержания практически исключен такой важный элемент, как добровольное дополнительное страхование. Что касается профессиональных пенсионных систем, то они заменены термином "профессиональное пенсионное страхование", которое, в основном, сводится к обязательному и предполагает в качестве участников две стороны - НПФ и страховые компании.

Программа и предложения Пенсионного фонда к ней не дают четкой характеристики профессиональных пенсионных систем. Для того, чтобы внести ясность в само понятие "профессиональное пенсионное страхование", обратимся к опыту зарубежных стран.

Опыт зарубежных стран и возможная пенсионная парадигма России.
Принципиальным моментом, отличающим профессиональное пенсионное страхование за рубежом и в России, является то, что там практически отсутствуют льготные пенсии.

В Нидерландах профессиональные пенсии предоставляются в рамках профессиональных дополнительных добровольных пенсионных систем, создаваемых по инициативе работодателей или на основе коллективных соглашений в отдельных компаниях или на отраслевом уровне. Поскольку в основу пенсионной системы положена концепция лорда Бевериджа, предусматривающая минимальный уровень государственного пенсионного обеспечения, дополнительные добровольные пенсионные системы получили широкое распространение.

В Германии так же, как и в Нидерландах, профессиональное дополнительное пенсионное обеспечение имеет добровольный характер. Оно регулируется специальным законодательством и осуществляется в четырех организационно-правовых формах: в рамках пенсионных систем предприятий, в которых пенсионные активы не отделены от собственных средств предприятий, а также в формах, при которых пенсионные активы отделены от предприятий и управляются самостоятельными пенсионными организациями и страховыми компаниями. Концепция Бисмарка в основе пенсионной системы страны, предусматривающая максимальное сохранение дохода после прекращения трудовой деятельности, создала предпосылки того, что здесь потребности в профессиональном дополнительном пенсионном обеспечении невысоки.

В таких государствах как Швеция, Норвегия, Финляндия существует система профессиональных дополнительных пенсий, назначаемых предприятиями.

В Канаде она имеет форму дополнительного (частного) пенсионного обеспечения в рамках отдельного предприятия (компании), предусматривающего коллективные пенсионные планы работников.

В Австралии, Франции и Швейцарии пенсионные системы, финансируемые работодателем, являются обязательными.

В Великобритании также действует система обязательного профессионального дополнительного пенсионного страхования, которое может осуществляться в рамках государственной системы либо систем пенсионного обеспечения отдельных компаний. В соответствии с законодательством, все работодатели должны уплачивать установленные взносы в дополнительные системы пенсионного обеспечения. Вместе с тем они имеют возможность выйти из нее и учредить собственный пенсионный фонд или застраховать своих работников в страховых компаниях.

Надо сказать, все формы профессионального дополнительного обеспечения имеют налоговые льготы. Взносы, уплачиваемые на дополнительное пенсионное обеспечение как работодателями, так и совместно с работниками, не включаются в налогооблагаемую базу, а операции с активами пенсионных систем не облагаются налогом. В то же время пенсии подлежат налогообложению. В Германии взносы по страхованию жизни на срок не менее 8 лет в объеме до 3 000 дойчмарок исключаются из совокупного облагаемого налогом дохода.

Во всех названных странах страховые компании являются непосредственными активными участниками пенсионной системы, в частности, профессионального пенсионного страхования.

Выводы:

1. За рубежом существуют многоукладные пенсионные системы. Доли государственного, профессионального и частного страхования различны.

2. Профессиональные пенсии имеют обязательный либо добровольный характер, либо сочетание того и другого.

3. Особенности пенсионных систем обусловлены национальными, культурными, экономическими, психологическими и иными различиями.

Так как сегодня в мире налицо кризис государственной системы пенсионного обеспечения, а число неработающих постоянно растет, выход иностранными специалистами видится в увеличении либо взносов, либо пенсионного возраста. В России накопительная составляющая к 2010 году тоже составит 9% от фонда оплаты труда, а пенсия в 3000 рублей, которая сегодня равна примерно 100 долларам, к 2010 году будет лишь на уровне 40 долларов. Напрашивается вывод, зачем брать за основу зарубежные модели, которые находятся в кризисном состоянии? Мировой опыт свидетельствует, что эволюция пенсионных систем идет от государственной к смешанной и далее - к частной моделям. Нам нет смысла проходить все, что прошел Запад, так как мы можем этот опыт изучить и творчески использовать.

Профессиональное пенсионное страхование в России.
В действующей сегодня пенсионной системе страны понятия "профессиональное пенсионное страхование" не существует. Как уже было сказано, оно появилось лишь в новой редакции Пенсионной реформы, предложенной Пенсионным фондом РФ. До этого, в "Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" 1998 года, речь шла о введении профессиональных пенсионных систем вместо льготного пенсионного обеспечения по условиям труда. Причем по профессиям и должностям, которые включены в Списки N1 и N2 и связаны с высоким профессиональным риском, такие профессиональные системы для работодателей предполагалось сделать обязательными, а в случаях относительно низкого профессионального риска - добровольными. Также планировалось, что за каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель будет уплачивать взносы по дополнительному тарифу в НПФ.

Таким образом, в обоих случаях под механизмом профессионального пенсионного страхования понимается ни что иное, как трансформирование законодательным путем действующего порядка назначения досрочных пенсий, возникающих в связи с неблагоприятными условиями труда, а также пенсий по старости.

Так что же понимать под профессиональными пенсионными системами? От ответа на этот вопрос во многом зависит построение всей пенсионной парадигмы, а стало быть, ускоренное проведение пенсионной реформы.

Возможны два подхода.

Первый предполагает рассмотрение профессиональных пенсионных систем в узком аспекте как совокупности отношений в сфере пенсионного обеспечения льготников, работающих в сложных условиях.

Второй подход носит более широкий характер. В данном случае под профессиональными пенсионными системами следует понимать всю совокупность отношений, возникающих между предприятием и его работниками, отраслью, самозанятыми и пенсионными учреждениями по поводу получения пенсии.

При первом подходе модель пенсионного обеспечения такова:

  • первый уровень - государственные трудовая и социальная пенсии;
  • второй уровень - профессиональные пенсионные системы для льготников;
  • третий уровень - добровольное пенсионное обеспечение.

Здесь участие страховых компаний возможно на втором и третьем уровнях.

На втором уровне в рамках обязательного страхования предприятия несут нагрузку предпенсионного льготного срока - 5 лет, выбирая ту или иную форму пенсионного обеспечения. На эти 5 лет страховые компании принимают пенсионную нагрузку на себя. Кроме того, страховщики также могут осуществлять страхование на случай смерти, страхование от несчастного случая, страхование на случай профессиональных заболеваний и многое другое.

На третьем уровне под добровольным пенсионным обеспечением понимается корпоративное и индивидуальное добровольное пенсионное страхование, которое осуществляется НПФ, страховыми компаниями, обществами взаимного страхования и другими финансовыми институтами.

При втором подходе модель пенсионного обеспечения выглядит следующим образом:

  • первый уровень - государственная пенсия;
  • второй уровень - обязательное профессиональное пенсионное страхование и корпоративное пенсионное обеспечение, в том числе для самозанятых;
  • третий уровень - индивидуальное пенсионное обеспечение.

Роль страховых компаний опять же возможна на втором и третьем уровнях:

  • как субъекта пенсионного страхования;
  • как управляющих компаний для НПФ;
  • как субъекта страхования других рисков (страхование на случай смерти, критических заболеваний), чего не могут обеспечить НПФ;
  • как субъекта страхования финансовых рисков НПФ, иными словами, гаранта устойчивости негосударственных пенсионных фондов.

Почему это возможно?

1. Страховой рынок существует уже более 10 лет. Он функционирует и в достаточной мере контролируется государственными органами. Свыше 1000 страховых компаний работают во всех регионах России, причем более 400 занимаются долгосрочным страхованием жизни, в том числе и таким его видом как пенсионное страхование. Абсолютное большинство компаний - не кэптивные, они работают с населением и организациями. Страховщики достойно преодолели кризисный период и не допустили ни одного крупного банкротства или скандала, что свидетельствует о развитости страхового рынка.

2. Расходы на ведение дела у страховых компаний находятся на уровне 3 - 5% от поступивших страховых взносов, что гораздо ниже, чем у государственных структур.

3. Страховщики обладают большим интеллектуальным потенциалом, имеют кадры профессиональных актуариев и андеррайтеров.

4. Они также имеют в своем штате высокопрофессиональных инвесторов, так как механизм страхования предполагает инвестирование резервов.

5. Страховые компании создали обширную инфраструктуру: на территории всей России открыты и действуют их филиалы и представительства.

6. За время существования рынка созданы и постоянно совершенствуются различные страховые технологии (технологии продаж, разработки продуктов, сопровождения договоров страхования и многое другое).

При этом страховые компании выступают за самое широкое развитие механизмов получения дополнительной пенсии через различные негосударственные финансовые институты, как это происходит за рубежом. Ведь на рынке правит бал потребитель, а значит, рынок невозможен без выбора.

Выводы

1. Мировой опыт пенсионного обеспечения и опыт последнего десятилетия пенсионного обеспечения в России сводятся к необходимости введения накопительных элементов пенсий наряду с одновременным уменьшением роли распределительной пенсионной системы. Причина тому как демографические факторы (старение населения), так и осознание того факта, что в долгосрочной перспективе частные (негосударственные) пенсионные системы должны занять ведущее место. Как говорил Рональд Рейган, "не ждите, что правительство решит ваши проблемы, правительство само по себе большая проблема".

2. Накопительные пенсионные системы также лучше соответствуют принципу распределения благ "каждому по труду". Этот принцип, последовательно и разумно реализуемый, является одним из обязательных условий создания конкурентоспособной экономики.

3. Применение накопительных принципов в случае страхования (пенсионного обеспечения) работников с особыми условиями труда будет стимулировать работодателя к улучшению условий труда и сокращению числа работников, занятых на вредных производствах.

4. Выработка государством единых правил игры и соблюдение государственными органами единых правил позволит в итоге создать современные профессиональные пенсионные системы, которые, в свою очередь, будут способствовать уменьшению налогового бремени, снижению нагрузки на бюджет и притоку инвестиций в экономику страны.

Поскольку формирование концепции пенсионной реформы - процесс в определенной степени стихийный, сегодня главная задача состоит в организации процесса разработки и дальнейшей реализации реформы. Для этого необходимо сделать следующее:

1. Создать комиссию, группу, экспертный межведомственный совет при Президенте РФ и Правительстве РФ, который бы состоял из ученых, работников министерств (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Министерства труда и социального развития РФ и др.) и представителей общественных организаций, объединяющих рыночные институты (Всероссийского союза страховщиков, Национальной Ассоциации негосударственных пенсионных фондов). В рамках комиссий должны работать группы и советы по направлениям.

2. Обсудить концепцию Пенсионного фонда РФ, внести изменения.

3. Чтобы голос негосударственных институтов (рыночников) был услышан, им необходимо объединиться вокруг проблемы пенсионной реформы, и, в первую очередь, НПФ и страховым компаниям. Главная задача на сегодняшний момент - не делить еще не созревший рынок, а добиться того, чтобы негосударственное пенсионное обеспечение было одним из уровней в пенсионной системе России.
Всероссийский союз страховщиков готов к конкретному диалогу. Полтора года назад была осуществлена попытка создания совместной рабочей группы ВСС / лига НПФ. Однако все осталось на бумаге. Настало другое время, и страховщики и негосударственные пенсионные фонды изменились. Поэтому создание такого объединения вдвойне необходимо. У страховщиков подобные группы уже есть. Следующий шаг - к объединению интересов.

4. После принятия концепции реформы пенсионной системы необходимо обеспечить автоматическое участие рыночных структур в разработке соответствующих законов РФ, в которых будет прописано участие всех негосударственных финансовых институтов.

5. Различные конференции, встречи, обсуждения пенсионной реформы имеют большое значение с точки зрения обращения внимания Правительства РФ и общественности к тому факту, что сегодня реформа пенсионной системы идет по ведомственному пути, в котором мало места рыночным механизмам и структурам, нет права выбора у потребителя. А также с той точки зрения, во имя кого эта реформа должна осуществляться. С этой целью необходимо довести обращение через прессу и другие коммуникативные каналы до Президента и Правительства РФ. Пусть это пока первая попытка, но она будет услышана. А если голоса сольются в стройный хор, то мы добьемся успеха на пути создания социально-рыночной пенсионной системы в России.


1 "Программа пенсионной реформы в Российской Федерации", одобренная постановлением Правительства РФ от 20.05.98 N463.


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Предисловие 

Перспективы развития обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации 

Роль социального партнерства в формировании системы обязательных профессиональных пенсий 

Некоторые правовые аспекты профессиональной пенсионной системы 

Три составляющие пенсионной реформы 

Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы 

Демографические прогнозы и пенсионное страхование 

Перспективы участия страховых компаний в реформировании системы профессионального пенсионного страхования России 

Роль корпоративных пенсионных систем в процессе реформирования пенсионного обеспечения в России 

Методология и практика создания корпоративных пенсионных систем 

Реформирование льготного пенсионного обеспечения: опыт Польши 

Дискуссия 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом