главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?
  • Выпуски 7 и 8
    • Развитие негосударственных пенсионных фондов

Развитие негосударственных пенсионных фондов


В.И. Мудраков,
руководитель Инспекции НПФ при
Минтруде России


В истекшем году сообщество негосударственных пенсионных фондов (далее — фондов), отметило свое официальное десятилетие — принятие в сентябре 1992 г. Указа Президента Российской Федерации №1077 "О негосударственных пенсионных фондах". К настоящему времени в России сложилась стабильная система негосударственного пенсионного обеспе чения, в ее состав уже входят 284 фонда.

В истекшем году сообщество негосударственных пенсионных фондов (далее — фондов), отметило свое официальное десятилетие — принятие в сентябре 1992 г. Указа Президента Российской Федерации №1077 "О негосударственных пенсионных фондах". К настоящему времени в России сложилась стабильная система негосударственного пенсионного обеспе чения, в ее состав уже входят 284 фонда.

Истекший год и начало нынешнего знаменательны также разработкой и принятием по существу новой редакции Федерального закона 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах". 10 января 2003 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон №14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах".

Принятие указанного закона является принципиально важным шагом: государство на деле признало эффективность и надежность системы негосударственных пенсионных фондов и, как следствие, возложило на фонды очень важные и масштабные функции в рамках реализации национальной программы пенсионной реформы.

Федеральный закон создает организационно-правовые условия реализации права выбора застрахованными лицами негосударственных пенсионных фондов для формирования накопительной части своей будущей трудовой пенсии. Фонды получили право не только формировать пенсионные накопления на финансирование накопительной части трудовой пенсии, но и осуществлять выплату соответствующей части трудовой пенсии. Очевидно, что теперь от фондов в еще большей степени будет зависеть уровень благосостояния части российских граждан после их выхода на пенсию.

Следует исходить из того, что фонды в этом отношении способны сыграть роль своеобразного локомотива, увлекающего за собой и государственный Пенсионный фонд Российской Федерации. Ведь именно накопительная технология фондов по индивидуализированному формированию пенсионных резервов для негосударственных пенсий гражданам положена в основу накопительной части трудовой пенсии. Только такой механизм на деле позволит реализовать задачу, поставленную Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, "тем, кто имеет возможность зарабатывать на свою старость — дать возможность накапливать эти средства самостоятельно".

Каковы основные задачи системы негосударственных пенсионных фондов в текущем году? Важнейшей является качественная подготовка фондов к включению в процесс обязательного пенсионного страхования. Первоочередными в этом отношении являются подготовка инфраструктуры фондов и их технологии к работе в соответствии с требованиями вновь принятого Федерального закона.

Представляется, что в настоящее время фонды должны обратить особое внимание на необходимость ускоренного приведения в соответствие с требованиями нового закона своих:

— финансовых ресурсов (речь идет об увеличении размера имущества для обеспечения уставной деятельности в соответствии с лицензионными требованиями; пока только 104 фонда располагают имуществом на сумму 3 млн. рублей и выше и только 25 — на сумму свыше 30 млн. рублей);

— структуры органов управления и контроля (Советы фондов, Попечительские советы, ревизионные комиссии);

— руководящего состава (соответствие руководителей фондов лицензионным требованиям);

— пенсионных схем и технологий негосударственного пенсионного обеспечения (расширение применения индивидуальных пенсионных счетов, внедрение технологий ведения пенсионных схем, соответствующих требованиям Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

— пенсионных счетов участников с целью повышения количества именных пенсионных счетов (по состоянию на 1 октября 2002 г. около 20 фондов осуществляют ведение более чем 5 тыс. именных пенсионных счетов, хотя известно, что многие фонды в конце 2002 г. начали осуществлять меры по переводу участников с солидарных на именные пенсионные счета или заключению новых договоров на этих условиях).

Работа по всем перечисленным направлениям, безусловно, должна вестись с дальним прицелом — имея в виду включение фондов в деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Позиция Инспекции НПФ при Минтруде России в этом вопросе состоит в том, что подавляющее большинство действующих фондов должны приложить максимальные усилия для включения в указанную деятельность. Именно с этой целью необходимо привлечь к решению задач, стоящих перед фондами, учредителей, крупнейших вкладчиков, вести работу по привлечению новых участников на основе индивидуальных договоров о негосударственном пенсионном обеспе чении, активнее работать с трудовыми коллективами и населением.

При этом следует стремиться к достижению такого положения, когда:

— во-первых, население по месту нахождения каждого фонда получило бы реальную возможность заключать договоры об обязательном пенсионном страховании;

— во-вторых, жителям каждого населенного пункта страны были бы легко доступны услуги негосударственных пенсионных фондов. Несколько слов о задачах дальнейшего развития законодательного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Уже в самое ближайшее время — до конца 2003 г. — должны быть разработаны не менее 25 проектов постановлений Правительства Российской Федерации и приняты более 10 ведомственных нормативных правовых актов — актов федерального уполномоченного органа исполнительной власти, на который будет возложено государственное регулирование деятельности фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзор и контроль за указанной деятельностью, и иных органов исполнительной власти. Поэтому, необходимо самое активное участие в разработке соответствующих нормативных правовых актов сообщества НПФ, отдельных фондов и их ассоциаций, в первую очередь Национальной ассоциации НПФ, специалистов министерств и ведомств, занимающихся вопросами деятельности фондов.

Уже в самое ближайшее время — до конца 2003 г. — должны быть разработаны не менее 25 проектов постановлений Правительства Российской Федерации и приняты более 10 ведомственных нормативных правовых актов — актов федерального уполномоченного органа исполнительной власти, на который будет возложено государственное регулирование деятельности фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзор и контроль за указанной деятельностью, и иных органов исполнительной власти. Поэтому, необходимо самое активное участие в разработке соответствующих нормативных правовых актов сообщества НПФ, отдельных фондов и их ассоциаций, в первую очередь Национальной ассоциации НПФ, специалистов министерств и ведомств, занимающихся вопросами деятельности фондов.

В этой связи существенно возрастает роль института независимых актуариев, не являющегося аффилированным лицом фонда, его управляющей компании и специализированного депозитария. Федеральным законом №14-ФЗ (статьями 3 и 21) предусматривается, что порядок проведения актуарного оценивания деятельности фондов и установления требований к квалификации актуариев определяются Правительством Российской Федерации. Причем актуарное оценивание должно осуществляться по каждому из видов деятельности фондов — негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию. До сих пор данные требования устанавливались Инспекцией НПФ, при которой аккредитовано 58 актуариев и актуарных фирм, осуществляющих в настоящее время актуарное оценивание деятельности фондов.

Новое качество фондов требует соответствующего профессионального уровня актуариев. На первый план выходят задачи обучения и сертификации актуариев в соответствии с международными требованиями и формирования единых терминологий, принципов и методологии актуарного оценивания.

Инспекция НПФ приветствует создание Гильдии актуариев, надеется на консолидацию усилий имеющихся в России общественных объединений актуариев в целях решения стоящих перед ними задач и плодотворное сотрудни чество с этими объединениями.


смотреть комментарии (0)

Тема номера 

О гильдии актуариев 

Ключевая роль актуариев 

Второе рождение профессии актуария России: личный взгляд 

Развитие негосударственных пенсионных фондов 

О роли актуариев в системе государственного регулирования страховой деятельности 

Задачи актуариев ВСС 

Актуарная составляющая реформы социального страхования 

Развитие новой профессии 

НАПФ - партнерство профессионалов 

Актуарии в системе обязательного социального страхования 

Роль актуариев в страховой компании 

Страховые резервы по договорам страхования жизни 

Актуарная деятельность в России 

Впиши себя в историю НПФ 

Возможности компании по снижению затрат на перестраховочную защиту 

Пенсионная система Канады 

Уфа как региональный компонент актуарной жизни 

Актуарная математика в Санкт-Петербурге 

Обзор актуарной деятельности в Чувашской республике 

Профессия актуария в Армении 

Об участии российских актуариев в обучении и аттестации актуариев в республике Казахстан 

Развитие актуарной деятельности в Казахстане 

Актуарные навыки легко путешествуют - Actuarial skills travel well 

Определение стоимости бизнеса - еще одна задача актуариев 

Независимый актуарный информационно-аналитический центр 

Актуарные шутки 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом