главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?
  • Баскаков В.Н. "Два актуальных вопроса на актуарную тему" // Пенсионные фонды, 1997, N3(11), С.26-29

Баскаков В.Н. "Два актуальных вопроса на актуарную тему" // Пенсионные фонды, 1997, N3(11), С.26-29


Валерий БАСКАКОВ,
доктор физико-математических наук, Председатель Комитета по Страховой статистике Российского общества актуариев, член правления

Закон "О негосударственном пенсионном обеспечении" принят 18 июня 1997 г . Государственной Думой РФ в третьем чтении. В соответствии с этим законом в России вновь, после 80-летнего перерыва, возрождается профессия актуария, и актуарию отводится весьма ответственная роль в деле обеспечения нормального функционирования пенсионной системы. Закон, в частности, регламентирует "по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и доходов от размещения пенсионных активов".

В то же время пока остаются не до конца проясненными, по крайней мере, два очень важных вопроса, которые мне хотелось бы прокомментировать. Первый - это заявленную в проекте закона процедуру актуарного оценивания, а так же роль актуария в этом процессе.

Второй - важность адекватной демографической базы для проведения актуарных расчетов, включая необходимость полного и своевременного сбора актуарной статистики. Так как чем выше качество данных, которое собирает НПФ, тем лучше он сможет оценить будущие риски и установить более обоснованные тарифы.

Актуарное оценивание - это сравнительно новый для российских НПФ вид деятельности, а потому требует дополнительных пояснений. В экономически развитых странах таких, как США, Канада, Великобритания и др. отчет актуария о выполнение актуарного оценивания пенсионного фонда компании уже на протяжении многих лет является базовым документом финансовой отчетности пенсионных фондов.

Дело в том, что пенсионный фонд продает специфический продукт - пенсионный полис. Определить его стоимость труднее, чем, скажем, определить стоимость автомобиля. Причина этого очевидна: стоимость пенсионного полиса зависит от событий которые могут произойти или не произойти в будущем (после того, как полис уже продан). Следовательно цена полиса не может быть определена точно, она оценивается лишь приближенно. Поэтому у фонда периодически (с учетом накопленного опыта) возникает потребность в проверке обоснованности принятых цен на продукцию, и при необходимости их корректировки, чтобы в далекой перспективе, после продажи большого количества полисов, избежать убытков. Фактически с этой целью и проводится актуарное оценивание пенсионного фонда.

Однако в современной России уровень цен на продукцию пенсионных фондов часто зависит от той цены, которую готовы заплатить его вкладчики и уровня цен поддерживаемых конкурентами, а актуарные расчеты, которые в обязательном порядке проводятся при получении лицензии, носят формальный характер. В какой-то мере это можно объяснить существующем недостатком в специальных актуарных знаниях, но, в основном, отсутствием данных о прошлом опыте страхования. Поэтому актуарное оценивание финансовой деятельности НПФ до сих пор не проводится, а необходимость этой процедуры обсуждалась лишь узким кругом специалистов.

К сожалению существующее состояние рынка ДПО такое, что если даже вышеуказанный закон будет одобрен Советом Федерации и принят Президентом (надеюсь, что так оно и будет), то это событие само по себе слабо повлияет на ситуацию в области актуарного оценивания деятельности НПФ. Постараюсь пояснить этот тезис.

Для того, чтобы пройти путь от простого декларирования необходимости проведения актуарного оценивания к его реальному внедрению в практику работы НПФ необходимо сделать, покрайней мере, следующие шаги.

  • Определить и регламентировать цели, задачи и содержание актуарного оценивания деятельности НПФ. Утвердить форму заключительного отчета актуария о проведении такого оценивания.
  • Регламентировать методику расчета основных показателей используемых в процессе актуарного оценивания деятельности НПФ, и, что особенно важно, методику расчета показателей используемых в заключительном отчете актуария. Это одна из немногих возможностей получения результатов, которые легко поддаются интерпретации и позволяют проводить сравнение финансовой деятельности отдельных НПФ.
  • Выработать требования к квалификации актуариев, разработать и реализовать механизм ее повышения и подтверждения, определить процедуру и порядок получения разрешения (лицензии) на право заниматься актуарной деятельностью.
  • Ввести стандартные требования к базе актуарного оценивания, например, ввести ограничения на использование таблиц смертности (возможно с учетом гендерых аспектов), на максимальную норму доходности, чтобы не допустить "ценовую конкуренцию" и др.

В настоящее время указанные проблемы находятся на разных стадиях осмысления, технической проработки и решения. Например, Инспекция НПФ разработала требования к инвестированию активов НПФ и нормативам надежности и платежеспособности пенсионных фондов, активно прорабатывается вопрос о размере и порядке расчета выкупной суммы и т.д.

В марте 1997 г . Инспекция НПФ и Высшая школа экономики совместно с Институтом актуариев Великобритании и фирмой "Колланд консалтинг лимитед" при финансовой поддержке Британского фонда "Ноу-Хау" провели курс интенсивного обучения, по окончанию которого около 30 слушателей из различных регионов России получили государственные сертификаты, позволяющие осуществлять актуарные расчеты для НПФ и заниматься преподавательской работой в этой области.

Профессиональная Лига НПФ проводит постоянную работу направленную на совершенствование действующей нормативно-правовой базы НПФ и, в частности, на продвижение закона "О негосударственных пенсионных фондах".

Российское общество актуариев подготовило законопроект "Об актуариях и актуарной деятельности в РФ", который обсудили в декабре 1996 г . на заседание "круглого стола" в Комитете по вопросам социальной политике Торгово-Промышленной Палаты РФ, разработало квалификационный минимум актуария, а также планирует подготовить перевод учебных пособий по программе курса обучения Института актуариев Великобритании. В ноябре 1996 г . в составе его Правления был образован ряд постоянно действующих комитетов (по Пенсионному обеспечению, Страховой статистике, Образованию и др.), которые призваны решать многие актуальные для НПФ вопросы.

Вот далеко не полный перечень работ выполняемых организациями создающими инфраструктуру рынка ДПО. Однако темпы выполнения этих работ не достаточно высоки. Причин здесь несколько. Во-первых, не всегда четкая координация работ отдельных организаций приводит к их дублированию, от чего снижается эффективность, нерационально расходуются трудовые и финансовые ресурсы. Во-вторых, некоторые вопросы нельзя решить быстро по ряду объективных причин - их решение зависит от текущего состояния рынка ДПО и наличия необходимой информационной базы, для формирования которых требуется время.

Но вернемся к вопросу актуарного оценивания. Форма и содержание отчета актуария об актуарном оценивании НПФ, да и сама процедура оценивания в рассматриваемом законопроекте не регламентированы. На эти вопросы не дают ответа не советский, не постсоветский опыт - просто его нет. Поэтому обратимся к опыту Великобритании - страны со старейшими традициями страхования.

Актуарный расчет пенсионного фонда компании, как правило, предполагает проведение следующих работ:

  • обзор пособий предусмотренных правилами фонда и соответствие им всех произведенных выплат, начиная с момента прошлого расчета;
  • сверка состава участников пенсионного фонда с данными предыдущего расчета, а также изучение частоты выхода участников из фонда в случаях добровольного выхода, в связи со смертью и в связи с выходом на пенсию;
  • сверка фактических и предполагавшихся при последнем расчете финансовых результатов, включая ставки взносов, уровень заработной платы участников, выплачиваемые пенсии и прочие пособия;
  • обзор активов, имеющихся на момент расчета и сводку доходов с даты предыдущего расчета;
  • сверка и корректировка базы расчета, включая актуарные предположения относительно процентной ставки, темпов инфляции, увеличения уровня заработной платы в долгосрочной перспективе, а также демографические предположения с учетом предыдущей работы фонда;
  • оценка резервов, в том числе на административные расходы;
  • оценка стоимости различных видов активов (облигаций, акций и т.д.) на основе предположений о будущем увеличении размеров ренты и дивидендов;
  • изучение актуарными методами инвестиционной эффективности активов с учетом их результативности за период после последнего расчета;
  • расчет обязательств фонда с учетом всех гарантий по пособиям и всех имеющихся в распоряжении участников опций;
  • демонстрация платежеспособности и финансирования фонда в соответствии с требованиями надзирающих органов;
  • изучение источников и распределение дефицита и любых избытков, возникающих в результате различий фактических и используемых в актуарном расчете предположений или ожидаемых значений параметров.

На основании проведенных исследований и расчетов актуарий делает определенные выводы по запасу платежеспособности фонда и рекомендации по будущим ставкам взносов, возможным изменениям размера и вида пособий и инвестиционной стратегии фонда. Затем преступает к составлению заключительного отчета об актуарном оценивании пенсионного фонда.

Обычной практикой является краткое изложение основных результатов и выводов в первой части отчета. Вторая часть отчета в основном повторяет первую, но на более детальном уровне. При этом необходимые обзоры исходной информации, подробности расчетов, обоснования и др. сведения могут быть отнесены в приложения. В результате получается весьма объемный документ, который может содержать десятки, а иногда и сотни страниц.

По-видимому отчет об актуарном оценивании российских НПФ должен строится на таких же принципах. Однако в настоящее время рынок ДПО в России только зарождается, многие фонды не начали работать в полную силу, не развиты нормативно-правовая база и инфраструктура рынка, в этих условиях требовать проведение полномасштабного актуарного оценивания равносильно обречь большинство фондов на ликвидацию.

Выход из создавшейся ситуации видится в разработке такой программы проведения актуарного оценивания и формы отчета актуария, чтобы их можно было легко дополнять (усложнять) по мере становления рынка, подготовки квалифицированных актуариев, развития нормативно-правовой и информационной базы. При этом на каждом этапе развития рынка надо найти ту золотую середину, когда требования к отчету с одной стороны не будут носить формальный характер, а с другой - не будут обременительными для НПФ.

Актуарная статистика - включает данные внутренней отчетности НПФ, которые необходимы для расчета нормы декрементов по следующим причинам:

  • смерть;
  • выход на пенсию по возрасту;
  • выход на пенсию по болезни;
  • увольнение со службы до достижения пенсионного возраста.

Практика сбора и обработки актуарной статистики неоднозначна. В некоторых странах это относится к ведению государства, а в других - отдано на откуп независимых актуарных огранизаций. Например, в Великобритании эти проблемы относятся к ведению Бюро непрерывного исследования смертности (Continuous Mortality Investigation Bureau) .

Структура актуарной статистики (или система классификационных показателей) весьма сложна и определяется факторами, влияющими на все или только отдельные нормы декрементов. Наиболее важными из таких факторов являются:

  • возраст;
  • пол (мужской, женский);
  • национальность;
  • брачный статус (одинокий, женатый, вдовец, разведенный);
  • образование (начальное, среднее, высшее);
  • образ жизни, включая уровень и качество питания, занятие физкультурой, потребление алкоголя, курение и злоупотребление наркотиками, сексуальная активность, жилищные условия и др.;
  • профессия, включая характер и условия труда, вероятность стресса, риск физической травмы, требования к профпригодности, уровень заработной платы и др.;
  • регион, включая уровень урбанизации, развития промышленности, загрязнения окружающей среды, географию, климат и др. ;
  • категория членства (активный член, пенсионер, отсроченный пенсионер);
  • правила пенсионной схемы, включая гарантии и опции.

Следует иметь в виду, что все рассмотренные факторы воздействуют на нормы декрементов участников фонда в комплексе, причем сила воздействия многих факторов тесно коррелирована. Например, качество и количество питания непосредственно влияют на заболеваемость и смертность. А причиной плохого рациона могут служить как экономические (отсутствие средств на приобретение качественных продуктов), так социальные или культурные причины (особенности национальной кухни) или недостаток образования (уровень осведомленности о связи питания и здоровья).

Поэтому выделить влияние отдельных факторов на рассматриваемые нормы декрементов довольно сложно, если вообще возможно. Кроме того определенное беспокойство вызывает количество исследуемых факторов и число характеризующих их признаков. Если даже учесть, что часть факторов окажется не информативными или производными от других факторов и их можно будет безболезненно исключить из анализа, то все равно потребуется столь огромный объем информации, что его невозможно поднять отдельному пенсионному фонду (с одной стороны у него не будет столько клиентов, с другой - это очень дорого). Поэтому проблема создания банка данных актуарной статистики требует решения в общенациональном масштабе.

Конечно, создание общенациональной базы данных, в первую очередь, предполагает учет факторов, влияющих на нормы смертности и заболеваемости (причем только тех факторов, которые описывают достаточно представительные группы населения). Прежде всего это обусловлено тем, что другие причины декрементов, например, увольнение со службы до достижения пенсионного возраста, как правило, связаны с особенностями производства и управления на данном предприятии и др. специфическими факторами, что делает малоэффективным распространения такого опыта за пределами предприятия. Другая, не менее весомая причина ограничения числа исследуемых факторов это, уже отмеченная ранее, необходимость уменьшения объема собираемой информации.

Следует иметь в виду, что создание общенациональной базы данных, совершенно не отрицает ведения базы данных актуарной статистики в каждом отдельном НПФ. Напротив, такое "дублирование" необходимо для выявления специфических особенностей смертности и заболеваемости участников данного фонда (ведь при необходимости фонд может позволить себе иметь более подробную информацию), а так же для расчета вероятностных характеристик выбытия участников фонда по альтернативным причинам. Кроме того, необходимо учитывать, что предоставляемые фондом пенсионные схемы, опции и гарантии производят селекцию участников фонда. Поэтому исследования влияния классификационных факторов на нормы декрементов необходимо проводить дифференцированно по каждой пенсионной схеме.

Например, легко представить, что смертность среди застрахованных по "срочной" пенсионной схеме с наследуемым остатком пенсионных накоплений будет выше, чем смертность среди застрахованных пожизненно. Действительно, если участник пенсионного фонда имеет плохое здоровье и не рассчитывает прожить долго, то с большой вероятностью он выберет "срочную" пенсионную схему, чтобы в случае смерти "не пропал" остаток его пенсионных накоплений.

Другой пример селекции дает предоставляемое некоторыми фондами право выхода на пенсию по болезни. Смертность среди тех кто воспользовался этим правом будет значительно выше, чем у участников того же возраста, но являющихся активными членами пенсионной схемы.

Подводя итог сказанному можно выделить два принципиальных момента на которых необходимо сосредоточить усилия в первую очередь:

  • Снизить размерность пространства классифицирующих факторов путем отбора ограниченного числа наиболее информативных из них. Этому должно предшествовать глубокое и всестороннее научное исследование причин и факторов смертности и заболеваемости населения России, анализ существующей государственной демографической и медицинской статистики, изучение опыта зарубежных актуарных организаций, демографических и медицинских центров.
  • Разработать систему показателей внутренней отчетности НПФ необходимых для проведения актуарных расчетов, регламентировать порядок их сбора, способ и формат хранения, процедуру использования и методику обработки. Выделить группу показателей которые должны хранится и обрабатываться централизованно (в общей базе данных) и показатели которые будут использоваться фондом самостоятельно.

Следует отметить, что по уму выполнение этих работ должно предшествовать введению обязательного актуарного оценивания деятельности НПФ или, по крайней мере, проводится параллельно. Учитывая, что опыта организации сбора актуарной статистики в России нет, а время как всегда упущено, то может оказаться полезным в качестве основы использовать правила организации сбора, хранения и обработки данных актуарной статистики в Великобритании, которые любезно предоставили президент Института Актуариев г-н Крис Дейкин и секретарь Бюро непрерывного исследования смертности г-жа Джулиан Эванс.

Конечно зарубежный опыт нельзя идеализировать. Демографические процессы в современной России имеют яркую "национальную" окраску. Взять, например, разницу в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин - на сегодня она максимальная в мире.

Или другой пример. Выявленные в Великобритании эмпирические закономерности о так называемом профессиональном разделении "социального класса" в России не работают и т.д. и т.п.

Без сомнения эти и другие особенности смертности и заболеваемости в России должны быть выявлены и учтены при разработке системы показателей актуарной статистики.

Без сомнения должна быть организована российская служба страховой статистики, причем в самое ближайшее время.

Без сомнения должна быть разработана нормативная и методологическая база актуарного оценивания и внедрена в практику работы НПФ.

И большое сомнение вызывает то, что государство выделит на эти работы какие либо средства ...

ОБРАЩЕНИЕ КОМИТЕТА ПО СТРАХОВОЙ СТАТИСТИКЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА АКТУАРИЕВ

Москва, 26 июня 1997 г.

Комитет создан в целях оказания содействия в становлении российской службы страховой статистики на базе объединения статистической информации отдельных страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов, включая данные по личному страхованию, пенсионному обеспечению, страхованию имущества и страхованию ответственности.

По отдельным видам страховой статистики Комитет взаимодействует с соответствующими комитетами Российского общества актуариев.

Комитет наметил следующие первоочередные задачи на пути создания цивилизованной статистической страховой службы, которые необходимо решать коллективно:

1. Изучение мнения страховщиков о перспективе создания такой службы и готовности к объединению имеющейся в их распоряжении статистической информации.

2. Пропаганда идеи создания службы страховой статистики во властных структурах, контролирующих органах, профессиональных объединениях страховщиков и СМИ.

3. "Инвентаризация" существующей государственной и ведомственной информационной базы, разработка рекомендаций по ее рациональному использованию в сфере страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

4. Разработка концепции страховой статистики, включая систему показателей, методику их сбора, хранения и обработки.

5. Разработка формы и технологии передачи данных страховой статистики отдельными компаниями и пенсионными фондами в общую базу данных.

6. Оказание методической помощи страховщикам в организации сбора, учета и хранения внутренней страховой статистики при соблюдении ее конфиденциальности.

7. Разработка форм представления результатов математической обработки данных страховой статистики и технологии их передачи заинтересованным страховым компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

8. Разработка СУБД страховой статистики, ее внедрение в практику работы страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов.

9. Разработка тактики совместных действий заинтересованных организаций и служб в реализации намеченных задач и координация их усилий.

10. Отстаивание интересов страховщиков в госструктурах, в том числе через участие в нормативно-правовом регулировании страхования и дополнительного пенсионного обеспечения.

Комитет по страховой статистике обращается к страховым компаниям, негосударственным пенсионным фондам, всем заинтересованным организациям и лицам с предложением принять участие в его работе.

Председатель Комитета,
доктор физ.-мат. наук ,
Баскаков В.Н.

Контактные данные

107005, Москва, 2-ая Бауманская ул., д. 5, МГТУ им.Н.Э.Баумана, НИИ ПММ

тел. (095) 263-6159, 263-6640


смотреть комментарии (0)

Анна Грызлова, Евгений Яненко. "Обзор зарубежных пенсионных систем" // Отечественные записки, №3, 2005 


Баскаков В.Н., Андреева О.С., Сироткина М.В., Шуплякова А.Ю. "Здоровье нации" // Страховое ревю, 1998. - N9-10, С. 42-48  


Лео Аартс , Филип де Йонг. "Страхование на случай инвалидности в условиях многоуровневой системы", декабрь 2000г 


Эстель Джеймс, Димитрий Виттас "Этап расходования средств, накопленных в системах установленных взносов (выплаты)"  


Реформа пенсионной системы в Великобритании 


Модель пенсионной системы Российской Федерации 


Касимов Ю.Ф. Принципы агрегирования страховых данных 

Али Самад-Хан, Григорий Спивак Современный подход к управлению операционными рисками 

Туман над будущим. А Лельчук / Русский полис, №3, 2008 

Почему Россия не Швеция? (к вопросу о пенсионной реформе). А. Лельчук. / Пенсионные фонды и инвестиции, 2008, №1(37),  

«Финансовые перспективы пенсионной системы России»// «Финансы» - 2007. №4 Валерий Баскаков, Елена Крылова, Анна Селиванова, Евгений Яненко 

Баскаков В.Н. "О социальной эффективности пенсионной системы России"// Пенсионные фонды и инвестиции, №1(25), 2006 

Зачем российскому пенсионеру пятилетняя пенсия? А.Л. Лельчук. / Финансы 2005, №6.  

Страхование жизни в инфляционной среде. А.Л. Лельчук. / Финансы, 2005. 

Баскаков В.Н., Яненко Е.А. "Оценка страховых рисков при страховании пенсии по инвалидности"// Пенсионные фонды и инвестиции, №1(19), 2005 

Смертность пенсионеров. А.Л. Лельчук. / Пенсионные фонды и инвестиции, 2004. 

Выплата накопительной части трудовой пенсии. А.Л. Лельчук. / Пенсионные фонды и инвестиции, 2004, №1. 

Баскакова М.Е., Баскаков В.Н., Лельчук А.Л. "Гендерные аспекты новой российской пенсионной системы" // Гендерное равенство: поиски решения старых проблем. – М.: МОТ. – 2003, с. 129-149 

Долгосрочный и краткосрочный взгляды на инвестирование пенсионных накоплений. А.Л. Лельчук, Е.А. Яненко. / Пенсионные фонды и инвестиции, 2003, №6. 

Правила формирования страховыми организациями страховых резервов по договорам страхования жизни. А Лельчук, Д Малых.Tacis, июнь 2003 года  

Баскаков В.Н., Лельчук А.Л., Помазкин Д.В. "Актуарная экспертиза пенсионной системы России. Методологический подход" // Социальный Вестник. – 2002. - №1-2. – С. 91-105. 

Баскаков В. Н., Лельчук А. Л., Помазкин Д. В. "К вопросу об актуарном образовании в России" // Пенсионные фонды и инвестиции, №1, 2002 

В. Н. Баскаков, А. Л. Лельчук, Д. В. Помазкин, Е.К. Крылова, Е.А. Яненко. Модель пенсионной системы Российской Федерации (Часть 2)//Социальный вестник пенсионных и социальных фондов стран СНГ и Балтии, N4 (10), 2002  

Баскаков В.Н. "Три "кита" пенсионной реформы" // Наша власть: дела и лица, N4(7) 2001 

"Пенсионная реформа: от слов к делу" // Журнал "Ваш Банкъ. Экономист.", декабрь 2000 

Владимир Терещенко. "Китайских пенсионеров обслужат по-нашему" // Вечерняя Москва, 21 ноября 2000 

В. Баскаков, К. Михалевский "Корпоративные пенсионные схемы" // Финансовая газета, Региональный выпуск, N37(306) сентябрь 2000 

Баскаков В.Н., Шуплякова А.Ю. "Страховая статистика: состояние и перспективы" // Надежность и контроль качества, 1999, N1, С. 64-70  

Страхование жизни. Зарецкий А., Лельчук А. / Рынок ценных бумаг.-1999.-№20. 

К вопросу о государственном регулировании страхования жизни. Лельчук А., Малых Д. / Страховое ревю.-1998.-N 6. 

К вопросу об оценке обязательств страховщиков по договорам долгосрочного страхования жизни. Д. Малых, А. Сафонов, Т. Ланда, В. Сухинин, Н. Плаксина / Страховое ревю.- 1998.-N 6 

Здоровье нации. Баскаков В.Н., Андреева О.С., Сироткина М.В., Шуплякова А.Ю. Баскаков В.Н., Андреева О.С., Сироткина М.В., Шуплякова А.Ю. // Страховое ревю, 1998. - N9-10/ 

Баскакова М.Е., Баскаков В.Н. "Гендерные аспекты пенсионного страхования в России" // Пенсионные фонды, 1997, N1(9), С.30-32  

Баскакова М.Е., Баскаков В.Н. "Обязательства НПФ и проблемы актуарной статистики" // Финансовый бизнес, 1997, N4(42), С.10-16  

Международная актуарная нотация. Лельчук А., Береснева О. / Страховое ревю.- 1997.-N 10 

Баскаков В., Бодрова В., Гражданкин А. "Информационные потребности страховщиков в области личного страхования"//Страховое ревю, 1997, N3, С.32-40  

Баскаков В.Н. "Два актуальных вопроса на актуарную тему" // Пенсионные фонды, 1997, N3(11), С.26-29  

Сбор пенсионных отчислений  

Королев В.Ю. "Новый подход к определению и анализу компонент волатильности финансовых индексов" 

Владимир Степанов "В Китае будут вводить пенсионную систему по российскому образцу" // Парламентская газета, N214(594), С7  

Переход к новой системе 

Открытие центра SAS-технологий в МГТУ им. Н.Э.Баумана 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом