- "Пенсионная реформа: от слов к делу" // Журнал "Ваш Банкъ. Экономист.", декабрь 2000
"Пенсионная реформа: от слов к делу" // Журнал "Ваш Банкъ. Экономист.", декабрь 2000
- Введение
- Мать всех реформ
- Накопительная солидарность поколений
- Трижды счастливая старость
- Поможем себе сами
ВВЕДЕНИЕ
В президиуме (слева направо)
Заместитель министра труда Люблин Юрий Зиновьевич Руководитель Финансово-промышленной федерации Орлов Александр Сергеевич Заместитель министра финансов Моторин Михаил Альбертович
В Москве в "Александр Хаусе" состоялось заседание дискуссионного клуба "Экономист", посвященное проблеме проведения пенсионной реформы в России и Китае и организованное редакцией журнала "Ваш Банкъ. Экономист" совместно с Независимым актуарным информационно-аналитическим центром и Ассоциацией накопительных пенсионных фондов. Для участия в дискуссии была приглашена представительная китайская делегация во главе с заместителем министра труда и социального обеспечения КНР г-ном Чэнь Аяном. С российской стороны в заседании клуба приняли участие первый заместитель министра труда и социального развития РФ Ю.Люблин, заместитель министра финансов М.Моторин, генеральный директор Финансово-промышленной федерации А.Орлов, а также руководители и представители страховых и коммерческих компаний, в частности, "Ernst & Young", страховой компании "AIG Россия", НПФ "Доброе Дело", Института социально-экономических проблем народонаселения РАН и других структур. Россию и Китай объединяет много общего: наши государства распрощались с административно-командной системой и идут путем реформ. Китай ранее во многом копировал Советский Союз, и поэтому нынешний российский опыт очень полезен для него. С другой стороны, Китай сегодня опережает Россию по целому ряду показателей, и поэтому для нашей страны его опыт также весьма поучителен.
МАТЬ ВСЕХ РЕФОРМ
Концепция социальной реформы в России была разработана и утверждена правительством еще в 1996 году, но пока на жизни россиян - в плане ее улучшения - она отразилась едва заметно. За прошедшие после принятия концепции три с лишним года разве что в основном удалось ликвидировать текущие задолженности по социальным выплатам и подтянуть мизерные пенсии чуть ближе к прожиточному минимуму. Словом,сделано немного, а между тем реформирование пенсионной системы - это одна из самых приоритетных и острых задач социального блока, недаром экономисты называют пенсионную реформу "матерью всех реформ".
Нынешняя пенсионная система - распределительная, она основана на принципе "солидарности поколений", когда ныне работающие оплачивают старость ушедших на пенсию. Двумя главными проблемами такой системы являются: а) уровень собираемости налогов и б) зависимость от соотношения количества пенсионеров и налогоплательщиков. Если с первой проблемой государство в принципе может справиться, то решить вторую проблему административным наскоком нельзя. Сделать это не позволяет демо-графическая ситуация. Так, по данным Института социологии РАН, распределительная система работает эффективно, если соотношение числа пенсионеров и занятых находится на уровне не ниже чем 1:10. А сегодня у нас в стране насчитывается почти 40 миллионов пенсионеров против примерно 80 миллионов занятых, то есть требуемое соотношение составляет всего лишь 1:2. (К слову сказать, в советские времена на одного пенсионера приходилось как раз 10 - 11 работающих, пенсионная система СССР имела реальное обеспечение, считалась одной из самых прогрессивных в мире.)
Поскольку социально-демографическая картина изменилась кардинально, со всей остротой стоит вопрос о переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной, как в развитых западных странах. Однако Россия пока не является развитой страной и строить пенсионную систему по подобию западных нельзя. У нас по-прежнему отсутствуют гарантии сохранности накопительных вкладов, не развит рынок инвестиций, а заработная плата у большинства населения находится на чрезвычайно низком уровне - сейчас просто-напросто нечего откладывать на будущее, прожить бы настоящим!
НАКОПИТЕЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
Основные направления пенсионной реформы были определены в специальном постановлении правительства от 20 мая 1998 года, которое как раз и ориентировало общество и государственные структуры на постепенную, эволюционную стратегию реформы. Постановление предусматривало введение накопительного пенсионного страхования наряду с сохранением нынешней социально-распределительной составляющей. Но из-за кризиса 17 августа механизм реализации пенсионной реформы в России не был запущен.
Однако удалось добиться заметного увеличения собираемости пенсионных взносов, особенно с традиционных должников - предприятий, связанных с бюджетным финансированием. При этом в стране постоянно увеличивалась средняя заработная плата, в привязке к которой практически ежеквартально (начиная с 1 февраля 1998 года) индексировалась пенсия, а темпы инфляции, напротив, были низки. И, кроме того. Пенсионный фонд России (ПФР) сумел повысить уровень собственных доходов: в прошлом году до 95%, в нынешнем, видимо, еще больше. Однако в самом Пенсионном фонде прекрасно осознают, что на сегодняшний день административно-финансовый резерв практически исчерпан, дальнейшая оптимизация невозможна и надо, наконец, приступать к реформе.
Словом, необходимость введения новой пенсионной системы очевидна. Но она при этом должна быть эффективной не только в социальном, но и в экономическом плане. Пенсия должна иметь реально работающий экономический механизм ее наполнения.
ТРИЖДЫ СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ
Разработчики утвержденной правительством Программы пенсионной реформы внимательно изучили зарубежный опыт в данной сфере, и оказалось, что все без исключения страны Центральной и Восточной Европы при либерализации экономики и проведении пенсионной реформы сделали ставку на создание смешанной - накопительно-солидарной системы. Именно по этому пути и планируется пойти при выстраивании российской пенсионной системы. Программой определено, что она будет предусматривать три уровня пенсионного обеспечения.
Во-первых, это социальная пенсия, или базовое государственное пенсионное обеспечение, гарантирующее всем гражданам России примерно равные пожизненные выплаты после достижения пенсионного возраста, вне зависимости от того, заработал себе пенсию конкретный человек или нет. Именно этот вид пенсий планируется в конце концов довести до уровня несколько выше прожиточного минимума, фактически превратив их в социальное пособие по старости.
Во-вторых, предполагается ввести систему трудовых пенсий, или обязательного пенсионного страхования работника. В отличие от социальной пенсии первого типа эта пенсия является трудовой. Ее размер определяется в каждом конкретном случае индивидуально и отражает трудовой вклад работника. Однако на размер пенсионных выплат в данном случае будет также влиять ожидаемая продолжительность жизни работника на момент его выхода на пенсию. Такие расчеты проводят так называемые актуарные компании, которые специализируются на решении задач статистического анализа в области социальной демографии и работают совместно с пенсионными фондами и страховыми компаниями. Дополнительные обязательные пенсионные системы гарантируют каждому работнику в его случае выхода на пенсию получение дополнительных и существенно больших выплат, чем по социальной пенсии. Их размер будет зависеть от среднего заработка конкретного человека и стажа его работы.
В-третьих, существенное развитие получит система добровольного пенсионного обеспечения, когда сами граждане начнут формировать свои дополнительные пенсионные вклады на персональных накопительных счетах в негосударственных пенсионных фондах.
Кстати, за рубежом, как правило, выплачивается 60 - 70% от уровня среднего заработка за последние 3-5 лет до выхода на пенсию. Однако и взносы работодателя в дополнительные пенсионные системы там тоже немаленькие - в среднем они составляют от 8% до 15% заработной платы.
ПОМОЖЕМ СЕБЕ САМИ
Самый первый уровень Программы - социальный - в наличии уже сейчас. Это нынешняя система пенсий с небольшими модификациями. У нас имеется также и третий - добровольный, который сформирован негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями, специализирующимися на пенсионном страховании. Этот уровень постепенно развивается и структурируется, негосударственные пенсионные фонды создают свои профессиональные объединения и ассоциации, для того чтобы было легче обмениваться опытом, технологиями, пенсионными продуктами. Так, например, в этих целях создана и успешно развивается Ассоциация накопительных пенсионных фондов. Она объединяет в первую очередь те фонды, которые преимущественно ориентируются на работу с гражданами.
Конечно же, добровольное страхование требует дальнейшего развития, а самое главное - создания такого государственного механизма, который бы дал надежные гарантии защиты средств граждан, накопленных на пенсионных счетах в негосударственном секторе. Эти механизмы активно отрабатываются, и к нашей специфике примеряется даже чилийский опыт пенсионной реформы с его предельно жесткими национал-либеральными мерами обеспечения необходимых гарантий. То, что негосударственному пенсионному обеспечению сегодня нужны дополнительные стимулы для развития, хорошо понимают все. Важно только, чтобы от понимания существа проблемы мы наконец перешли к конкретным делам. Важно, чтобы государство сделало шаг навстречу негосударственным пенсионным фондам.
На сегодняшний день полностью отсутствует лишь второй уровень выстраиваемой пенсионной системы - обязательное пенсионное страхование работника. Именно с трудовыми пенсиями возникает больше всего проблем, а ведь это им предстоит стать ядром новой системы, ее центральным элементом.
Введение системы трудовых пенсий государство планирует начать с граждан в возрасте до 30 лет. Им будут открыты именные пенсионные счета, на которые работодателям будет предписано перечислять часть тех взносов, которые в настоящее время идут в Пенсионный фонд России. На это пойдет около 11% фонда заработной платы. Граждане в возрасте от 30 до 40 лет получат возможность выбирать между ныне действующей схемой пенсионного обеспечения и частичным переходом на накопительную систему со ставкой взносов 5% и последующей пенсией на уровне 15 - 20% от средней заработной платы. А вот те, кому уже за 40, включению в обязательную накопительную систему не подлежат: по достижении пенсионного возраста они будут получать лишь социальную пенсию. Однако для них остается открытой возможность добровольного негосударственного пенсионного страхования.
У планируемой реформы есть одна опасность, связанная с тем, что введение личных накопительных счетов в системе пенсионного обеспечения стратифицирует общество по возрастным группам и вдобавок к этому резко индивидуализирует людей, прежде всего молодого возраста. Когда популярными становятся формулы "каждый сам за себя" и "помоги себе сам, ибо тебе никто не поможет", это атомизирует общество, нарушает связь поколении и на первый план выносит заботу о сугубо личном выживании, причем любой ценой. Получается, что на всех остальных - и на стариков в первую очередь - можно просто наплевать. То есть новая пенсионная система несет в себе весьма мощный заряд асоциальности.
Однако есть механизм, который давно и успешно используется в мировой практике и способен если не полностью, то по крайней мере в значительной степени компенсировать этот недостаток. Речь идет о "трипартизме", когда пенсионный фонд работает не с двумя, как у нас, а с тремя сторонами, когда в пенсионных взаимоотношениях между предприятием (страхователь) и работником (застрахованный) имеется внешний арбитр, а именно профсоюз. В этом случае пенсионная система становится прозрачной, взаимоотношения ее участников приобретают здоровый коллективистский характер, а работники, интересы которых отстаивает профсоюз, получают надежные гарантии обеспеченной старости.
Если профсоюзы вновь начнут играть заметную роль в жизни нашего общества, успех пенсионной реформе будет обеспечен.
Реформа меняет очень многие правила игры, и для частного бизнеса она несет с собой как "минусы", так и "плюсы". Работодатель проиграет в том, что стремление получить как можно большую пенсию будет подталкивать работников к легализации своих доходов. То есть нынешние "серые" зарплатные схемы начнут давать сбои. Впрочем, эти проблемы можно будет успешно решить, например, за счет системы негосударственного пенсионного обеспечения, куда работодатель сможет "добровольно" отчислять недостающую часть пенсионных взносов работников, используя налоговые льготы. А заодно это приведет к тому, что негосударственная система пенсионного обеспечения сможет наконец заработать по-настоящему. И в этом - огромный плюс для российского бизнеса.
Дело в том,что накопительная пенсионная система аккумулирует в себе сбережения граждан, которые окажутся востребованными лет эдак через 25 - 30. Даже сейчас у негосударственных пенсионных фондов срок накопления капитала составляет порядка 10 лет. Это идеальный источник долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики, который может обеспечить стране устойчивый промышленный рост. А с другой стороны, это лакомый и очень большой кусок, который мечтает заполучить в свое распоряжение любая финансовая структура. Стоит эти накопления превратить в инвестиции, и банковский сектор страны, все еще пребывающий в затяжном кризисе после августовского дефолта 1998 года, будет спасен.
Словом, нужны здоровый баланс интересов и реально работающий механизм формирования сбережений населения с их последующим превращением в инвестиции. И тогда пенсионная реформа действительно станет матерью всех реформ.
ПОДРОБНОСТИ. Китайская пенсионная реформа.
С началом реформ в Китае рост его национальной экономики пошел рекордными темпами, доходы населения существенно увеличились, а уровень жизни кардинально возрос. Все основные показатели экономического развития КНР в настоящее время являются одними из лучших - если не самыми лучшими - в мире. Однако у Китая все еще есть очень много проблем. Одна из них, причем самая острая, - демографическая, связанная как с ростом численности населения, так и с проблемой его старения: в Китае становится все больше и больше людей пенсионного возраста!
На сегодняшний день среди стран с не очень большими доходами населения Китай имеет, пожалуй, не самую прогрессивную систему пенсионного обеспечения. У нее есть одно, но весьма существенное ограничение: она распространяется лишь на государственных чиновников, менеджеров и людей, занятых в промышленном производстве. Крестьяне, которых в КНР подавляющее большинство, пенсию не получают. В результате количество китайских пенсионеров с учетом более чем миллиардного населения совсем невелико. Их насчитывается порядка 29 миллионов человек. Зато размер пенсии, которую они получают, очень высок, достигая 70% от уровня зарплаты на момент выхода на пенсию. Впрочем, такое положение долго сохраняться не может. Дело в том, что уже в 2010 - 2020 годах в пенсионный возраст войдет поколение "детского бума" 50-х годов, причем на это належатся последствия демографической паузы последних 20 лет, когда в жизнь активно претворялась политика "планирования семьи" и ограничения рождаемости. Возникнет серьезная количественная диспропорция между занятым населением и пенсионерами, в результате чего работающее поколение окажется не в состоянии в нужном объеме обеспечивать денежные отчисления в пенсионную систему. Причем к 2025 году число китайцев, которые будут старше 65 лет, достигнет 12%. Это почти такой же показатель, как и в наиболее развитых странах мира, в том числе в США, Канаде и Европейском Союзе. Говоря другими словами, Китай столкнется с той же самой демографической проблемой, связанной с обеспечением жизни людей пожилого возраста, что и ведущие страны мира, однако в отличие от них у него не будет ресурсов для ее решения, если только он в корне не поменяет свою пенсионную систему. Этот вопрос активно прорабатывается китайским руководством, и контуры пенсионной реформы в Китае выглядят так. Самым приоритетным является изменение пенсионного обеспечения госслужащих и занятых в государственном секторе. Те, кто отработал не менее 15 лет, будут получать базовую социальную пенсию в размере 20% от среднего уровня зарплаты в своей провинции плюс к этому выплаты с личного пенсионного счета в размере 58,5% от средней зарплаты за год на момент выхода на пенсию с последующей индексацией по мере инфляции. Размер выплат на личный пенсионный счет определен в 11% от зарплаты, из которых работодатель будет перечислять 7%, а работник - 4%. Мужчины смогут получать пенсию с 60 лет, женщины-менеджеры - с 55, остальные женщины - с 50 лет. Причем для занятых в госсекторе предусматривается досрочный уход на пенсию без потерь в ее размере с целью сокращения числа работников государственных предприятий. Как надеются в Китае, пенсионная реформа поможет достичь социальной стабильности и создаст дополнительный источник инвестиций в экономику.