главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?
  • 16. Молдова

16. Молдова


Виктор Мындру, заместитель министра здравоохранения и социального развития, Республика Молдова

Начало пенсионной реформы в Республики Молдова ознаменовало принятие нового Закона от 14 октября 1998 г. № 156-XIY о пенсиях государственного социального страхования, который вступил в силу с 1 января 1999 года.

В соответствие с принятым Законом в Республике Молдова сохранилась одноуровневая, распределительная пенсионная система, в которой для более полного учета пенсионных прав, накопленных начиная с 1 января 1999 года, была введена новая пенсионная формула, напрямую увязывающая уплаченные суммы индивидуальных взносов с размером будущих пенсий. Дополнительно была введена формула переходного периода, комбинирующая пенсионные права, накопленные в дореформенный период, и права, приобретенные в новой системе. Одновременно начался процесс постепенного отказа от множественных пенсионных льгот и привилегий, а также поэтапное увеличение пенсионного возраста и страхового стажа, необходимого для получения пенсии по старости в полном объеме. В 2003 году были законодательно установлены темпы ежегодной индексацией пенсий на среднем уровне между показателями роста цен и средней заработной платы по стране за предыдущий год.

Тем не менее реформу, начатую в 1999 году, нельзя охарактеризовать ни как радикальную, ни как последовательную. Дело в том, что политические реалии последних лет обусловили ряд отклонений от исходной стратегии пенсионной реформы, что нашло отражение в серии корректив, внесенных Парламентом в основной пенсионный Закон 1998 года (временное замораживание пенсионного возраста, восстановление ряда ранее отмененных пенсионных льгот и т. п.). В результате на сегодняшний день государственная пенсионная система Молдовы представляет собой достаточно сложный гибрид, включающий многочисленные элементы старой пенсионной системы, унаследованной с советских времен, и элементы новой, зарождающейся страховой системы. Таким образом, современная пенсионная система Республики Молдова является типичным продуктом переходной экономики, требующим дальнейшего совершенствования и постоянной адоптации к изменяющимся экономическим реалиям.

Значимость пенсионной реформы обусловлена еще и тем, что пенсионная система глубоко интегрирована в экономику страны и ее успехи (неудачи) не только сказываются на уровне материального обеспечения пенсионеров, но и во многом определяют параметры текущего и перспективного социально-экономического положения в стране и оказывают существенное воздействие на макроэкономическую ситуацию в целом.

В этих весьма сложных условиях Министерство здравоохранения и социальной защиты Республики Молдова заявило о необходимости выполнения периодических и надежных социально-экономических расчетов и прогнозов, которые обеспечат необходимое качество проведения практических мероприятий в рамках пенсионной реформы, составят основу дальнейшего совершенствования пенсионного законодательства и разработки новых нормативно-правовых актов. Прогнозные расчеты также необходимы для выбора оптимальных вариантов решений, обеспечивающих жизнеспособность и устойчивость пенсионной системы, оперативного реагирования на демографические и социально-экономические изменения в стране, для рационального использования финансовых ресурсов и в конечном счете для обеспечения гарантий выполнения обязательств перед пенсионерами.

На первых этапах пенсионной реформы для моделирования сценариев развития пенсионной системы использовались разнообразные «универсальные» модели, которые эксплуатировались с привлечением иностранных консультантов. Однако следует отметить, что ни одна из таких моделей не смогла полностью удовлетворить потребностям специалистов в области пенсионного обеспечения Молдовы. Готовые модели с трудом адаптировались к специфике пенсионной системы Республики Молдова. Кроме того, существенные ограничения в плане имеющейся в распоряжении пользователей статистической информации зачастую вступали в прямое противоречие с требованиями готовых моделей по использованию входных данных.

Это обстоятельство и побудило Министерство здравоохранения и социальной защиты Республики Молдова при поддержке Всемирного банка к реализации проекта, итогом которого стала разработка системы имитационных моделей государственной пенсионной системы Республики Молдова. Следует отметить, что в 2004 году тендер на разработку соответствующего комплекса программ был выигран Независимым актуарным информационно-аналитическим центром, имеющим опыт разработки подобных программ для российской пенсионной системы. В настоящее время программный комплекс включает три основные модели: «Аналитическая модель пенсионной системы Республики Молдова», «Пенсионный калькулятор» и «Среднесрочная модель пенсионной системы Республики Молдова», которые постоянно развиваются и совершенствуются.

Наиболее важным и сложным элементом этого комплекса является «Аналитическая модель пенсионной системы Республики Молдова», предназначенная для изучения долгосрочного финансового состояния пенсионной системы страны в целом. Это весьма сложная модель, содержащая большое количество исходных данных и расчетных параметров, которая постоянно усложняется в связи с появлением новых задач, которые ставит развивающаяся пенсионная система страны. Как и большинство зарубежных аналогов, она основана на модели многих состояний. В процессе моделирования все население страны разбивается на ряд социально-демографических когорт, для которых прогнозируется изменение их состояния во времени. Для прогнозирования используется дискретный ограниченный неоднородный марковский процесс перехода между различными состояниями.

«Пенсионный калькулятор» предназначен для моделирования индивидуальной пенсии конкретного получателя, параметры пенсионной истории которого задаются пользователем. С его помощью можно весьма точно рассчитать размер пенсии, коэффициент замещения и другие характеристики пенсионного обеспечения человека с учетом его индивидуальных параметров.

«Среднесрочная модель пенсионной системы Республики Молдова» предназначена для среднесрочного прогнозирования показателей баланса Фонда пенсий и оценки его платежеспособности и сбалансированности, финансовой устойчивости, влияния индексации на баланс потоков взносов и выплат и т. д. Кроме того, модель служит инструментом для оперативного анализа влияния принимаемых решений на результаты, которые могут проявиться в среднесрочной перспективе.

Разработанный программный комплекс является современным инструментарием для проведения актуарного мониторинга за прохождением и развитием пенсионной реформы в Республике Молдова, который прежде всего необходим для разработки эффективных мер по ее совершенствованию и развитию. Все программы реализованы на базе Excel с использованием VBA, имеют модульную структуру, обеспечивающую высокий уровень независимости разных этапов их работы и, следовательно, повышающую гибкость моделей и их пригодность для модернизации.

Понятно, что при эксплуатации программного комплекса к нему возникают новые требования в связи с изменением пенсионного законодательства и внешних условий, которые определяют постановку новых задач. Новые требования предъявляет и развивающаяся пенсионная система Республики Молдова. Все это вызывает необходимость постоянной работы по развитию и адаптации существующего программного комплекса к возникающим реалиям. Эта работа осуществляется в двух направлениях: совершенствование уже созданных аналитических моделей и разработка дополнительных программ. При этом надо отметить, что многократное усложнение уже созданной модели зачастую нецелесообразно и даже вредно, поскольку затрудняет ее отладку, что может привести к ошибкам, затемнить суть полученных результатов и усложнить их трактовку, создать ошибочное ощущение более высокой, чем есть на самом деле, точности результатов.

Поэтому наряду с совершенствованием уже разработанных моделей весьма перспективным направлением представляется такой путь развития программного комплекса, как создание дополнительных программ. Например, разработка моделей для экспертизы и оценки целесообразности изменений пенсионного законодательства, которые нельзя оценить с использованием уже существующих программ. Примером такого рода задач может служить анализ эффективности внедрения в Республике Молдова условно накопительной пенсионной системы, развитие системы негосударственного (дополнительного) пенсионного страхования, включая создание корпоративных пенсионных систем и другое. Причем эффективность всех возможных направлений реформирования пенсионной системы должна проверяться как для страны в целом, так и для отдельных социально-демографических групп населения.

Следует отметить, что разработка и совершенствование указанного программного комплекса не является самоцелью. Это лишь инструментарий для проведения актуарной экспертизы пенсионной системы, мониторинга ее основных параметров. Надо сказать, что в Республике Молдова разработанный инструментарий активно используется по своему прямому назначению и уже накоплен определенный опыт анализа изменений социально-экономических и финансовых показателей пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе с применением актуарных моделей.

В настоящее время Министерство здравоохранения и социальной защиты Республики Молдова совместно с Независимым актуарным информационно-аналитическим центром готовит к публикации две монографии – «Пенсионная система Республики Молдова: актуарная экспертиза» и «Гендерные аспекты пенсионной системы Республики Молдова», при подготовке которых широко применялись результаты моделирования, проведенного с использованием моделей программного комплекса.


смотреть комментарии (0)

Скачать Актуарий №1(.pdf)  

1. Общее собрание гильдии актуариев 

2. Конференция ОСАГО 

3. Проект ТАСИС 

4. Актуарии в системе надзора 

5. Моделирование пенсионной системы (возмещение утраченного заработка) 

6. Применимость таблиц смертности в актуарных расчетах 

7. Практические замечания по оценке резервов убытков в страховании, отличном от страховании жизни 

8. Моделирование рынка ОСАГО 

9. Разделение исходящей премии по сегментам 

10. Некоторые методы прогнозирования временных характеристик рисков, связанных с катастрофическими событиями 

11. Обратные задачи для марковских моделей 

12. Новый подход к определению и анализу компонент волатильности и финансовых индексов 

13. Организация обучения и сертификации актуариев в Российской Федерации 

14. Актуарное образование в Питере 

15. Актуарное образование в Уфе 

16. Молдова 

17. Профессия актуария в Сербии 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом