главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?
  • Выпуск 2 и 3
    • Исследование проблемы пенсионнной реформы на примере Казахстана

Исследование проблемы пенсионнной реформы на примере Казахстана


Григорий Марченко.
Национальный банк Казахстана.


СТАРАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА

  • Старая система — традиционная накопительная, с установленными выплатами.
    — Выплаты определялись формулой на основе заработка и количества лет отчислений.
    — Пенсионные активы не инвестировались.
  • Ее характеристики:
    — Большой охват.
    — Низкий пенсионный возраст (55/60).
    — Низкие пенсии (ставка замещения 38%).
    — Льготы по раннему выходу на пенсию для определенных социальных групп привели к несправедливому распределению ресурсов (средний фактический возраст выхода на пенсию — 52 года).

ЧЕМ ВЫЗВАНА РЕФОРМА В КАЗАХСТАНЕ

  • Крайняя чувствительность к экономическим спадам.
  • Сокращение занятости в официальном секторе.
  • Быстрое старение населения.
  • Уклонение от налогов и пенсионных отчислений в неофициальном секторе.
  • Отсутствие связи между взносами и выплатами.
  • Неизбежный крах пенсионной системы.
  • Коэффициент демографической нагрузки (численность населения старше 63 лет / население в возрасте 16-63 лет)
    — в 2000 году — 16,5%
    — в 2010 году — 15,9%
    — в 2020 году — 21,7%
    — в 2030 году — 27,1%

ПРОЦЕСС РЕФОРМ

Реформа проведена в сжатые сроки (по сравнению с другими странами)
— Ноябрь 1996 года — Внесены первые предложения.
— Февраль-май 1997 года — Первый концептуальный документ и общественное обсуждение.
— Май 1997 года — Пересмотренный вариант передан на утверждение в парламент.
— Июнь 1997 года — Принят закон (с минимальным перевесом голосов).
— 1 января 1998 года — Начала действовать трехуровневая система.

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • 1 января 1998 года — введение в действие новой многоуровневой пенсонной системы ЕЕТ (латиноамериканская модель);
    — Компонент I — распределительный (15% ФОТ);
    — Компонент II — накопительный (10% заработной платы, в обязательном порядке);
    — Компонент III — добровольный (взносы до 50 долларов США в месяц освобождаются от налогообложения);
  • Первый компонент:
    — Минимальная гарантия пенсии (принцип "наполнения");
    — Ограждает от бедности престарелых и лиц, не имеющих достаточных накоплений.
  • Второй компонент:
    — Ставка отчислений — 10% фонда оплаты труда (отчисления с заработной платы носят обязательный характер);
    — Работники, производящие отчисления не дискриминируются по полу или возрасту.
    — Каждый работник вправе выбирать пенсионный накопительный фонд (система персональных счетов);
    — Переход из одного фонда в другой допускается не чаще двух раз в год.
  • Институты системы
    — Пенсионные накопительные фонды (14 частных и 1 государственный)
    — Компании по управлению пенсионными активами (7)
    — Банки-хранители (10)
  • Органы регулирования
    — Комитет по регулированию пенсионных фондов при МТСЗ
    — Комиссия по ценным бумагам
    — Национальный банк Казахстана

КОНКРЕТНЫЕ ФАКТЫ

Объем средств в пенсионных накопительных фондах значительно вырос, превысив объем частных вкладов в банках
— Через 1 год после перехода к новой пенсионной системе пенсионные накопления (по состоянию на конец 1998 года) составили 281 млн. долл. США (1,4% ВВП)
— Через 2 года (конец 1999 года) — 467 млн. долл. США (3,2% ВВП)
— Через 3 года (конец 2000 года) — 775 млн. долл. США (4,4 % ВВП)


Рис. 1. Пенсионные накопления в 1998 — 2005 гг. (% ВВП).

НОРМАТИВЫ РАЗМЕЩЕНИЯ АКТИВОВ

ТИПИЧНАЯ СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ (КОНЕЦ 2000 ГОДА)

  • государственные ц.б. — 74,9% (частные фонды — 65,8%)
    • в т. ч. еврооблигации — 66,2% (58,6%);
  • негосударственные ц.б. — 30,9% (только частные фонды);
  • банковские депозиты — 2,6% (3,3%).

СТРУКТУРА ПОРТФЕЛЯ ЧАСТНЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В 1998-2000 ГОДЫ, %

ИЗДЕРЖКИ ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА

  • Пенсионные отчисления (10%) более не поступают в бюджет.
  • Пенсии тем, кто достиг пенсионного возраста до реформ, и тем, кто не сможет сделать достаточных накоплений в существующей пенсионной системе, должны финансироваться из других источников (государственная распределительная система или общие бюджетные поступления).
  • Решения:
    — Сократить старую систему (снизить ставки начисления пенсий, повысить пенсионный возраст и т. д.).
    — Использовать другие активы для покрытия пенсионных обязательств (приватизируемые активы, доходы от продажи нефти и других природных ресурсов и т. д.).
    — Рассчитывать на уменьшение долгосрочного бюджетного бремени (после 2010 года система будет сбалансирована).
    — Мощный накопительный компонент поможет восполнить недостающее финансирование (значительная доля пенсионных активов вложена в государственные долговые инструменты, выпускаемые для финансирования бюджетного дефицита).

ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСЛЕ ДВУХ ЛЕТ РЕФОРМ

  • Нет единого ведомства, которое несло бы полную ответственность за надзор и регулирование накопительной пенсионной системы.
  • Государственный центр пенсионных выплат выполняет двойную функцию: обслуживает распределительную систему и осуществляет надзор и контроль за перечислением пенсионных взносов в фондовый компонент системы.
  • Проблемы в связи с рынком аннуитетов
    — На сегодняшний день нет законодательной базы (разработка соответствующего законодательства завершится к концу 2000 года, законопроекты будут представлены в парламент в 2001 году)
    — Еще не разработан механизм выплаты пенсий; необходимо ввести требование о передаче пенсионных накоплений в компании по страхованию жизни.
    — Поскольку в среднем сумм накоплений пока недостаточно для приобретении комплекса услуг рентного страхования (аннуитетов), рекомендуется установить несколько пороговых уровней:
    — до 200/275 (мужчины женщины) — единовременные выплаты;
    — до 400/550 — регулярные изъятия "по графику";
    — свыше 400/550 — аннуитеты.

НОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Расширить рамки накопительной пенсионной системы, включив в нее лиц, работающих в режиме самозанятости, и фермеров (около 3 млн. человек).

Повысить пенсионный возраст до 63 лет для женщин, а в дальнейшем, с ростом продолжительности жизни, до 65 лет для обоих полов.

Расширить круг активов, в которые пенсионные фонды могут вкладывать средства, путем внедрения новых финансовых инструментов (облигации, обеспеченные ипотеками).

Приватизировать Государственный пенсионный накопительный фонд, когда его доля в совокупных накоплениях снизится до 25%.

Развивать сферу пенсионного страхования (вводить аннуитеты).

Создать систему страхования на случай потери кормильца и инвалидности.


смотреть комментарии (0)

Тема номера 

Профессиональные пенсионные системы: проблемы и перспективы развития 

Институт Всемирного Банка: базовый курс по вопросам социального обеспечения и пенсионной реформы: проблемы второго этапа и реализации 

Многоуровневые пенсионные системы: сходства и различия 

Реформы пенсионной системы в странах с переходной экономикой 

Административные издержки второго уровня 

Регулирование на финансовых рынках Латинской Америки 

Особые аспекты инвестиций пенсионных фондов в странах с переходной экономикой 

Современная структура пенсионного обеспечения в Европейском Союзе 

Исследование проблемы пенсионнной реформы на примере Казахстана 

Опыт Польши 

Опыт Швейцарии 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом