- Выпуск 2 и 3
- Многоуровневые пенсионные системы: сходства и различия
Многоуровневые пенсионные системы: сходства и различия
Эстель Джеймс.
Директор, Базовый курс ИВБ по реформе системы
пенсионного обеспечения. Всемирный Банк.
По мере старения населения растут государственные пенсионные расходы.
-
Большинство развитых стран тратит сегодня на пенсии свыше 10% ВВП.
-
Государственные расходы на здравоохранение и пенсионное обеспечение в ряде стран превышают 20% ВВП.
-
Работники досрочно выходят на пенсию, если могут получать выплаты "безнаказанно" (Gruber-Wise).
-
Тем не менее, во многих системах допускается досрочный выход на пенсию в отсутствие актуарно справедливого снижения пенсии (6-7% за каждый год досрочной пенсии).
Рис. 1. Процент населения старше 60 лет, по регинам, (1990 год и 2030 год).
-
Рост продолжительности жизни требует периодического повышения пенсионного возраста — но это сложно с политической точки зрения.
-
Досрочный выход на пенсию — серьезная проблема.
-
Таким образом, сокращается предложение опытных работников, снижаются производительность и объемы производства.
-
Важно подобрать такую систему, которая поощряла бы продолжение работы.
Рис. 2. Процент населения старше 60 лет / государственные расходы на пенсионное обеспечение.
-
Налог на ФОТ > 20% во многих странах региона, а в некоторых превышает 30% или 40% — в отличие от Азии, где < 5%, США, где = 15%.
-
В удачно управляемой системе в долгосрочной перспективе пенсионное обеспечение должно стоить < 20%.
-
Важно выбрать такую систему, которая обеспечивала бы выплаты при минимальной ставке налога на ФОТ и избегала пиковых ставок.
Типы первого уровня: размер и адресность.
-
Гарантии минимальной пенсии (ГМП) или проверка нуждаемости (ПН) — Чили, Гонконг, Австралия, Казахстан — наименьший.
-
Единая пенсия — Ирландия, Великобритания, Нидерланды (в Аргентине переходят на механизм ПН) — средний.
-
Пенсия привязана к заработку (ПЗ) — Уругвай, Венгрия.
-
УНС (взносы + условная процентная ставка) — Польша, Литва — значительная увязка с заработной платой.
-
ГМП и ПН — наименьшая стоимость, наибольший эффект перераспределения, финансируется из общих поступлений.
-
ПЗ и УНС — наибольшая стоимость, наименьшая адресность, налог на фонд оплаты труда.
Второй уровень (индивидуальные счета).
-
Обязательные сбережения.
-
Установленные взносы: работник накапливает взносы + процент.
-
Средства находятся в частном управлении, но подвергаются регулирвоанию — диверсификация инвестиций при определенном выборе.
Разные способы подбора управляющих.
-
Латиноамериканская модель (Чили, Мексика, Казахстан) — работники выбирают управляющего фондом; НО: существуют жесткие ограничения в отношении инвестиционных портфелей.
-
Модель ОЭСР (Австралия, Швейцария, Гонконг) — управляющего выбирает работодатель или профсоюз, но портфели более разнообразны.
-
Институционная модель (Болгария, США) — сведение мелких взносов в крупные блоки и прямые переговоры о комиссионных в интересах снижения затрат; выбор ограничивается конкурентным тендером.
Административная централизация или финансовая приватизация.
-
В ряде стран сбор взносов, страхование на случай инвалидности и потери кормильца осуществляется централизованно, в других — децентрализованно.
-
Выбор зависит от политического влияния чиновников от социального обеспечения и заинтересованности правительства в их поддержке.
Примеры: сбор централизован в Мексике и Польше; децентрализован в Венгрии, Гонконге, Чили.