главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Роль актуария в надзоре за страховой и пенсионной отраслью


Актуарий и надзор за страховой отраслью

Проверка достаточности резервов на балансе страховых компаний и пенсионных фондов ставит вопрос: кому предоставляется возможность проверять резервы и как регулируется этот процесс? Как уже говорилось ранее, в Нидерландах отсутствует система «лицензирования» актуариев органами власти.

Закон о надзоре за страховой отраслью от 1993 года (на голландском - “ Wet Toezicht Verzekeringsbedrijf 1993, сокращенно - “ WTV 1993”) в статье 72, пункт 1, устанавливает, что страховая компания должна представлять надзорному органу (Центральный Банк - the Central Bank , сокращенно - “ DNB ” [1] ), не позднее, чем через 4 месяца после окончания финансового года, ряд обязательных форм установленного образца (на голландском - “ Staten ”), которые в совокупности «дают хорошую картину менеджмента и финансового положения» конкретного страховщика.

В статье 72, пункт 3, далее говорится, что одна из этих форм («актуарный отчет») должна дополняться декларацией актуария. В этом документе актуарий должен подтвердить, что он убедился в том факте, что указанные в актуарном отчете страховые резервы, являются адекватными, и что – только для случаев страхования жизни – информация приведенная в форме, которая сверяет реальные случаи смертности с предположительными ориентировочными расчетами, представлена правильно. В доказательство чего актуарий подписывает эти формы («актуарный отчет» и «сверка показателей смертности»).

Закон предоставляет актуарию право дополнительно комментировать свою декларацию или делать предупреждения. Страховая компания обязана уполномочить актуария предоставлять надзорному органу ( DNB ) всю информацию, которая может быть обоснованно запрошена у него как у актуария, осуществляющего проверку в рамках надзора за страховой деятельностью. Для этого существует стандартное соглашение между страховой компанией, актуарием и надзорным органом ( DNB ). Страховая компания имеет право присутствовать в любых ситуациях, когда актуарий передает дополнительную информацию надзорному органу ( DNB ).

Статья 72, пункт 4 предоставляет надзорному органу ( DNB ) право устанавливать, что какое-то лицо не уполномочено составлять описанную в статье 3 декларацию в отношении конкретной страховой компании в случае, если надзорный орган ( DNB ) чувствует, что такое лицо не может представить достаточных гарантий способности выполнения им подобной задачи. Говоря прямо, надзорный орган ( DNB ) может отказаться признать какое-либо лицо в качестве актуария, компетентного для предоставления предусмотренного законом отчета.

Интересными элементами вышеприведенных юридических извлечений в отношении положения актуария является то, что:

  • понятие «актуарий» не определено законом;
  • в конечном итоге именно надзорный орган ( DNB ) решает, кого он признает в качестве актуария, а кого нет.

Может показаться, что это дает надзорному органу ( DNB )существенное право действовать по своему усмотрению, однако на практике эта система работает в высшей степени успешно. В большинстве случаев для проверки принимают полных членов Ассоциации актуариев, и они соглашаются с заданием только в том случае, если чувствуют наличие у себя достаточного опыта в той области страхования, в которой активен страховщик. В редких случаях может быть принят не член Ассоциации.

Этот механизм на бумаге может показаться несколько нечётким и содержащим черты «закрытого клуба», однако в действительности он прекрасно работает. Главным образом хорошая работа механизма базируется на том факте, что персонал DNB принимает решения добросовестно [2] , на саморегулировании актуарной деятельностью с помощью AG и AI и на важностью сохранения для актуариев хорошей профессиональной репутации для продолжения работы на рынке.

Еще один интересный момент заключается в том, что конкретный актуарий (независимо от того, является он работником страховой компании или внешним экспертом) обычно назначается той же корпоративной структурой, которая назначает исполнительных директоров. В голландской корпоративной структуре этим органом обычно является Совет неисполнительных директоров (на голландском - “ Raad van Commissarissen ”). Этот механизм предоставляет актуарию большую свободу действий чем ту, которую он получил бы в случае его назначения высшим исполнительным руководством.

Актуарий и надзор за частными пенсионными фондами

Надзор за частными пенсионными фондами базируется на основном законе о пенсиях (“ Pensioen – en Spaarfondsen Wet ”, сокращенно - “ PSW ”). Грубо говоря, пенсионный фонд имеет два выбора: или полностью перестраховать свои обязательства в компании по страхованию жизни, или создать подходящие механизмы для сохранения своей платежеспособности и сообщать о своем финансовом положении в соответствии с требованиями PSW .

Статья 10 b , пункт 3 основного закона о пенсиях PSW устанавливает, что пенсионный фонд, который сам отвечает за свои обязательства, а не перестраховывает их, должен представлять в DNB актуарный отчет вместе с декларацией актуария не позднее, чем через 6 месяцев после окончания финансового года. Этот закон также обязывает актуария ответить на все резонные запросы DNB . Кроме того, актуарий обязан сообщать обо всем, что привлекает его внимание, о тех моментах, которые противоречат закону PSW , или о чем угодно другом, что может подвергнуть риску выполнение пенсионным фондом его обязательств (статья 11 PSW ).

Статья 12, пункт 1 оговаривает, что DNB имеет право отказаться признать какое-либо лицо актуарием для конкретного пенсионного фонда, однако (пункт 2) сразу разъясняет, что это может произойти только в том случае, если затронутое лицо не может представить достаточных гарантий его способности выполнить поставленную задачу.

Вывод таков, что (несмотря на имеющиеся различия в содержании работы актуария со страховыми компаниями и пенсионными фондами) положение актуария более или менее идентично закреплено в законодательстве.

Актуарий и надзор за государственной пенсионной системой

Голландская государственная пенсионная система состоит из базовой пенсии, выплачиваемой каждому гражданину, независимо от размера предшествующих зарплат и трудового стажа. Пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 65 лет. Пенсия представляет собой фиксированную сумму на человека (около 640 Евро). Для одиноких граждан пенсия составляет 140% от указанной суммы. Эта сумма применима, если человек имеет право на полную пенсию, т.е. в том случае, если он/она жили в Нидерландах в возрасте с 15 до 65 лет. На размер пенсии не влияет, были уплачены взносы или нет. Если лицо проживало за границей, пенсия уменьшается на 2% за каждый год, проведенный за пределами Нидерландов. Пенсия финансируется из социальных налогов, которые полностью включены в подоходные налоги и собираются налоговой службой (которая является частью Министерства финансов).

Пенсии выплачиваются Банком Социального Страхования (на голландском - “ Sociale Verzekerings Bank ”, сокращенно – SVB ), который также выплачивает детские пособия. Название данной организации - абсолютно неправильный термин, так как она не «банк» и не имеет какого-либо отношения к «социальному страхованию», поскольку выплаты никак не связаны со взносами. Это всего лишь государственная организация, имеющая дело с финансируемыми из налогов, всеобщими, фиксированными пособиями.

Эта система основана на распределительном принципе финансирования (текущие выплаты производятся из текущих налогов), хотя правительство в последние годы создало национальный «фонд» в бюджете страны, который отнесет на будущие годы. Впрочем, указанный «фонд» представляет собой всего лишь счет, а реальные активы отсутствуют.

В эту сравнительно простую систему (возможно, удивительно) мало или совсем не вовлечены актуарии. Ассоциация актуариев не одобряет данное обстоятельство и время от времени пытается привлечь внимание к той добавленной стоимости, которую актуарии могли бы привнести, участвуя в выработке политики, мониторинге и составлении прогноза системы, но пока безуспешно. Правительство, Парламент, Министерство финансов, Банк Социального Страхования и другие заинтересованные стороны делают свои собственные прогнозы и часто предпочитают заглядывать только в недалекое будущее.

Сотрудничество с аудиторами

Как в отношении страховых компаний, так и пенсионных фондов, аудиторы могут пользоваться работой, проделанной актуариями, однако они не могут полагаться на неё без проведения своей собственной оценки качества работы актуария и любых деталей, которые актуарий выделил, должен был бы выделить или мог бы выделить в своей декларации. Аудитор несет полную ответственность за свои заключения в отношении точного или, наоборот, искаженного отражения положения дел, представленного в проверяемых им финансовых отчетах.

Между аудитором и актуарием существуют интересные отношения. С одной стороны, аудитор – не являясь сам актуарным профессионалом [3] – тщательно проверяет работу актуария. Если конкретный аудитор не согласен с выводами актуария, он может воздержаться от подписи или сделать предупреждение. Например, аудитор может быть того мнения, что объем резервов завышен или занижен, в то время как актуария они устраивают (или наоборот). Такая ситуация оказывает давление на актуария в плане пересмотра его выводов. Когда это давление оказывает не актуарий, это может вызывать определенный антагонизм.

С другой стороны, обе профессии часто встречаются и хорошо понимают запросы и заботы друг друга. Они обе работают ради одной и той же цели: защищать финансовое благосостояние страховой и пенсионной отрасли, добиваясь разумных резервов и финансовых отчетов, полно и достоверно отражающих положение компании/фонда, помогать органам, осуществляющим надзор, выполнять их задачу и содействовать клиенту (страховой компании или частному пенсионному фонду) в выполнении всех его обязательств по отчётности. Это порождает определенный симбиоз и сотрудничество.

Эксперты по анализу балансов и финансовой отчётности объединены в Королевском Голландском институте зарегистрированных бухгалтерских работников (на голландском - “ Koninklijk Nederlands Instituut van Registeraccountants ”, сокращенно - “ NIVRA ”). Ассоциация актуариев и NIVRA создали так называемый «Объединенный комитет NIVRA - AG » (на голландском - “ Platform Commissie NIVRA - AG ”, сокращенно - PCNA ) для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Одним из наиболее важных результатов этого стала разработка Директивы о сотрудничестве между аудиторами и актуариями.



[1] 30 октября 2004 года надзорный орган (на голландском - “ Pensioen - en Verzekeringskamer ”, сокращенно – “ PVK ”) и Центральный Банк (на голландском - “ De Nederlandsche Bank ”, сокращенно - “ DNB ”) объединились, в результате чего надзор за финансовыми конгломератами (группами, состоящими из банков и страховых компаний) оказался в одних руках. Название объединенных организаций – DNB . Если в прошлом надзор был направлен на различные секторы (например, страхование, банковое дело), то сейчас он подразделяется , с одной стороны, на контроль за финансовой состоятельностью (осуществляет DNB ) и, с другой, на контроль за соблюдением честного и прозрачного поведения на рынке (осуществляет Орган регулирования финансовых рынков). Эти изменения полностью соответствуют международным тенденциям. С введением Евро функция Органа финансового регулирования перешла от DNB к Европейскому Центральному Банку.

[2] В основе чего, в свою очередь, лежит тот факт, что DNB работает в открытом обществе с очень высокой степенью свободы прессы и тщательной проверкой его действий другими заинтересованными сторонами, а не является последствием определенного уровня страха перед преследованием в суде. Это, однако, тема, которая заслуживает отдельного анализа и выходит за рамки данного краткого обзора.

[3] Уже давно крупные аудиторские фирмы начали принимать на работу своих собственных актуариев именно по этой причине - для оказания помощи их аудиторам в рассмотрении актуарных вопросов при аудите пенсионных фондов и страховых компаний. Это международная тенденция.


смотреть комментарии (0)

Введение 

Профессиональный статус актуария в Нидерландах  

Роль актуария в надзоре за страховой и пенсионной отраслью  

Ассоциация актуариев 

Актуарный институт 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом