главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?
  • Влияние глобального финансового кризиса на системы социального страхования и пенсионные системы

Влияние глобального финансового кризиса на системы социального страхования и пенсионные системы


Крис Дейкин, CB, MA, FIA, FSA, DSc, председатель Секции пенсий, пособий и социального страхования Международной актуарной ассоциации

 

Причины глобального финансового кризиса

У истоков мирового финансового кризиса 2008 года лежит смягчение банками критериев предоставления кредитов, которые ранее предусматривали пристальное внимание к финансовому профилю заемщика, качеству заложенного имущества и отношению размера кредита к стоимости имущества. Расширение бизнеса за счет кредитов класса subprime (для заемщиков с проблемной кредитной историей, низкими доходами, отсутствием накоплений для первоначального взноса и пр.) было обусловлено как стремлением к росту бизнеса, так и расширением возможностей для большого количества людей купить собственное жилье.

Проблемы начались, когда в результате роста количества дефолтов по ипотечным кредитам и перехода прав собственности на заложенное имущество к кредиторам на балансах банков скопилось неликвидное недвижимое имущество, часто расположенное в непопулярных районах и находящееся в плохом состоянии. В результате обнародования потерь возникли опасения, что видна только верхушка айсберга, что в конечном итоге привело к снижению уверенности в стабильности банков.

Аналогичная тенденция (хотя и не столь ярко выраженная, как в США) смягчения критериев при предоставлении ипотечных кредитов наблюдалась и в других крупных экономиках. Размеры кредитов не соответствовали размеру текущего дохода заемщиков, увеличивалась доля кредитов по отношению к стоимости имущества, доходя до 100 %.

Другим фактором стала секьюритизация кредитного портфеля, в том числе и кредитов относительно низкого качества. Этот процесс был банковским «эквивалентом» перестрахования и имел целью передать часть риска другим агентам. Банки были готовы к приобретению ипотечных ценных бумаг, поскольку считали, что риск диверсифицирован в результате процесса секьюритизации, и поскольку ипотечные ценные бумаги имели рейтинги инвестиционного уровня, которые присваивались им рейтинговыми агентствами исходя из финансового положения финансовых институтов – эмитентов таких бумаг. Рынок таких ценных бумаг быстро расширялся. При этом практически не уделялось внимание проблемам безопасности, создавался потенциал для концентрации системных рисков.

Аналогичный провал в системе управления рисками произошел на лондонском перестраховочном рынке в 1980-х годах. В той ситуации риски также были «упакованы» в сложные договоры. При этом было потеряно понимание исходной природы рисков, и они считались диверсифицированными за счет большого количества перестраховщиков, каждый из которых принимал на себя лишь небольшую долю риска по договору. В результате произошло следующее: исходные риски распространились по всему рынку, однако при этом никто не понимал, каков характер рисков по этим договорам и кто в конечном итоге несет по ним ответственность. Из сложившейся ситуации должен быть вынесен ряд уроков. Во-первых, даже если риск разделен между многими перестраховщиками, необходимо понимание природы риска, переданного на перестрахование. Во-вторых, риск не диверсифицируется за счет разделения на небольшие части, если разделенные риски коррелируют между собой или подвержены общему системному риску.

С выпуском все большего количества ценных бумаг, обеспеченных активами, начала расти обеспокоенность «токсичным» характером активов, их обеспечивающих. Рейтинговые агентства понизили рейтинги соответствующих ценных бумаг. Это вызвало необходимость увеличения капитала институтов, являющихся держателями таких бумаг. Недостаточная информация об истинном уровне риска «токсичных» активов и неопределенность в отношении стоимости этих ценных бумаг привели к потере доверия банков друг к другу. В результате рынок межбанковского кредитования практически встал с середины 2007 года.

Снижение ликвидности особенно сильно ударило по некоторым банкам, например Northern Rock в Великобритании, который в большой степени полагался на оптовое межбанковское кредитование и в результате был вынужден просить чрезвычайного финансирования со стороны Банка Англии. Как только это стало известно, вкладчики бросились снимать средства с депозитов. В результате правительство было вынуждено гарантировать депозиты банка, чтобы предотвратить коллапс банка и распространение паники на другие банки.

В ретроспективе легко видеть, что банки уделяли недостаточно внимания риску ликвидности, несмотря на то, что он является одним из ключевых в соответствии с режимом платежеспособности банков Базель II. Кроме того, эти события проявили недостаточность усилий банков по развитию системы управления активами и пассивами и моделирования подверженности риску. Многие из инструментов управления рисками, которые применяются актуариями в страховых компаниях, могли бы быть эффективно использованы в банковской системе и, возможно, помогли бы предотвратить некоторые из возникших проблем.

Кризис банковской ликвидности привел не только к панике среди вкладчиков, но и к невозможности выдавать новые и рефинансировать старые кредиты. В результате нехватка кредитов, особенно для малых и средних предприятий, быстро отразилась на состоянии реальной экономики. Экономический рост остановился, а во многих странах начался экономический спад.

Без сомнения, множество факторов оказали влияние на начало экономического кризиса в различных странах, в том числе, и не в последнюю очередь, – общие аспекты экономического цикла, что увеличило «восприимчивость» глобальной экономики к полномасштабной рецессии. Взаимосвязь мировой экономики означает, что проблемы не могут быть локализованы только в отдельных странах, но оказывают широкое и глобальное воздействие.

 

Влияние кризиса на финансовые рынки

Кризис оказал драматическое влияние на финансовые рынки. Понимание масштабов проблем рынка subprime вызвало кризис рынка ценных бумаг, обеспеченных активами, который начал распространяться на ценные бумаги банков и других финансовых институтов. Это, в свою очередь, вызвало резкое падение на фондовых рынках во всем мире. Несмотря на то, что наиболее острые проблемы первоначально начали проявляться в США, рынки других стран вели себя аналогичным образом. Вскоре стало очевидно, что кризис затронет все ведущие экономики мира.

Индекс FTSE100 Лондонской фондовой биржи упал с пика в 6700 в октябре 2007 года к минимуму в 3500 в марте 2009 года, с резкими падениями и взлетами между этими двумя точками. За тот же период индекс Dow Jones на Нью-Йоркской фондовой бирже сократился с более чем 14000 пунктов в октябре 2007 года до примерно 6550 в марте 2009. Индекс Nikkei 225 Токийской фондовой биржи снизился с 18000 летом 2007 года до 7000 в марте 2009 года. Возможно, рынки к началу кризиса в действительности были переоценены и отражали конец долгой повышательной тенденции развития, которая уже не соответствовала экономическим реалиям. Однако падение было тяжелым и болезненным для всех инвесторов. Возможно, как это часто бывает с рынками, столь резкое снижение было результатом чрезмерной реакции на переоценку финансовых рынков и рынки скоро начнут движение вверх и достигнут более реалистичного уровня.

Отличительной чертой была чрезмерная волатильность рынков акций, особенно в последние три месяца 2008 года. Этот факт вызвал значительные проблемы для страховых компаний, которые пытались подготовить годовую финансовую отчетность на основе согласующегося с рынком («market consistent») базиса.

Рынки коммерческой и жилой недвижимости также значительно упали во многих странах. Это было не удивительно, т.к. основной причиной кризиса были проблемы на рынке недвижимости. Нежелание банков выдавать кредиты привело к остановке сделок по покупке и продаже, в особенности на рынке жилья.

Значительная волатильность наблюдалась и на валютных рынках. Относительное положение валют существенно менялось на протяжении нескольких месяцев. С начала августа 2008 года до середины января 2009 года обменный курс доллара США и фунта стерлингов снизился с 2,0 до уровня ниже 1,4. Аналогично обменный курс доллара США и евро сократился с 1,6 в июле 2008 года до 1,25 в ноябре 2008 года, затем снова вырос до 1,45 в середине декабря и снова опустился до 1,25 к середине февраля 2009 года.

Кредитные спреды резко расширились с ростом доходности корпоративных облигаций и снижением доходности государственных облигаций. Очевидно, что это отражало неуверенность в финансовом благополучии даже самых крупных компаний и выразилось в существенном увеличении риска дефолта по облигациям. Даже кредитный рейтинг суверенного долга оказался под вопросом при наличии широкого спреда между облигациями, номинированными в евро и выпущенными правительствами разных стран.

Дефицит ликвидности в банковском секторе создал проблемы для финансирования и рефинансирования во всех сферах экономики. Это нашло свое отражение в стоимости акций и расширении кредитных спредов. С распространением рецессии на всю экономику то, что первоначально могло восприниматься как проблемы сугубо финансового сектора, трансформировалось в общую слабость финансового положения компаний и неопределенность их будущих перспектив.

Очевидно, что финансовый кризис нанес существенный ущерб большому количеству банков и других финансовых институтов, которые либо получали гораздо худшие финансовые результаты, либо вынуждены были обращаться к правительственной помощи. Некоторые специализированные финансовые институты, в частности некоторые хедж-фонды, пострадали особенно сильно. В то же время другие хедж-фонды успешно прошли через кризис и заработали деньги на чужих неудачах.

Большинство страховых компаний пострадали не так сильно, поскольку не вкладывали средства в виды активов, оказавшихся «токсичными». В то же время на их финансовое состояние оказало влияние движение финансовых рынков, в частности падение стоимости акций и недвижимости в той степени, в которой они инвестировали в соответствующие классы активов. Отрицательно сказывается на них и снижение процентных ставок по безрисковым активам. В результате увеличиваются обязательства, рассчитанные на «рыночной базе», при этом размер обязательств увеличивается в большей степени, чем изменение доходности по соответствующим облигациям.

Пенсионные фонды в большей степени были затронуты сложной ситуацией на финансовых рынках и падением стоимости своих активов, поскольку больше вкладывали в акции и недвижимость и меньше в облигации и на депозиты по сравнению со страховыми компаниями. При следующем актуарном оценивании станет очевидным, что в планах с установленными размерами выплат реальная ставка доходности оказалась существенно ниже, чем прогнозируемая. Если к этому времени не произойдет существенного роста финансовых рынков, потребуется увеличение взносов работодателей – учредителей пенсионных планов, чтобы покрыть дефицит их активов по отношению к объему накопленных пенсионных обязательств.

Лица, которые накапливают средства для обеспечения пенсионного дохода в программах с установленными размерами взносов, «увидят» снижение стоимости активов по состоянию своих пенсионных счетов. Те из них, кто находится далеко от пенсионного возраста, вероятно, смогут пережить финансовый «шторм» и восстановить баланс пенсионных счетов к моменту выхода на пенсию. Они могут рассматривать кризис и как возможность дополнительного инвестирования, учитывая низкий уровень рынка и привлекательные цены. В то же время для лиц предпенсионных возрастов финансовый кризис окажет непосредственное влияние на размер пенсий, поскольку они могут быть обязаны конвертировать свои пенсионные накопления в аннуитет и не иметь возможности ждать восстановления рынка. Низкие цены на акции и недвижимость и одновременно невысокие процентные ставки окажут двойное воздействие на размер пенсионного аннуитета, поскольку размер пенсионных накоплений снизится, а стоимость аннуитета увеличится.

 

Последствия кризиса для финансового регулирования

Важно рассмотреть, какие уроки могут быть извлечены с точки зрения будущего финансового регулирования. Не стоит возлагать слишком много вины за случившееся на регуляторы, т.к. трудности, главным образом, возникли из-за провалов в системе управления в самих банках. Однако предполагается, что надзор за банковской деятельностью должен был быть сфокусирован на процессах управления рисками. Регуляторы ответственны за возникновение кризиса в той мере, в которой они не заметили потенциальные проблемы или не смогли заставить банковские институты осуществлять адекватное управление рисками.

Кажется очевидным, что существующие процедуры управления рисками во многих банках не достигли поставленных целей. Это кажется особенно удивительным, учитывая то внимание, которое уделялось оценке и управлению рисками в последние годы в рамках системы Базель II. В том, что касается рисков аккумуляции кредитов сомнительного качества (в целом или на рынке кредитов subprime), недостаточное внимание было уделено тому, что страховщики называют риском андеррайтинга, т.е. риска бизнеса, принятого на страхование и его неправильной ценовой оценки. В отношении кредитов это будет включать не только процентную ставку, но и безопасность в терминах стоимости реализации активов. С этим была связана и неадекватная оценка концентрации риска, поскольку были сформированы большие портфели кредитов, подверженных взаимосвязанным рискам без достаточного внимания к необходимости диверсификации.

Анализ и управление кредитными рисками должны быть основной задачей банков. В связи с этим непонятно, почему они не смогли определить рискованность проводимой стратегии. Одна из возможных причин этого заключается в том, что модели для оценки кредитного риска предусматривали слишком простое распределение результатов. Урок, который уже был учтен в страховой отрасли при подготовке к Solvency II в Европейском союзе, заключается в том, что распределение неблагоприятных результатов, как правило, имеет очень тяжелые хвосты и не может быть представлено нормальным или другим аналогичным распределением.

Другая проблема – используемый измеритель принимаемого риска. В банковской сфере риск обычно оценивается по стоимости под риском (VaR). Этот показатель не является достаточно чувствительным для адекватного понимания рисков в хвостах распределения. Кроме того, VaR является краткосрочным индикатором и уделяет недостаточное внимание соответствию активов и обязательств.

Другая область, где управление рисками провалилось – это риск ликвидности. Эта категория риска была хорошо описана в стандартах Базель II, однако никто не мог предусмотреть такого катастрофического сокращения ликвидности в ситуации утраты доверия между банками и практически полной остановки межбанковского кредитования. Учет этой возможности сделал бизнес-модели некоторых банков чрезвычайно рискованными, т.к. их деятельность в этой ситуации фактически прекратилась.

Система управления рисками не охватывала процесс секьюритизации. Финансовые институты слишком полагались на рейтинги, присваемые ценным бумагам, во многом исходя из финансовой устойчивости эмитентов. Однако в действительности стоимость производных финансовых инструментов зависела от лежащих в их основе портфелей кредитов. Соответственно, действительная мера риска определялась качеством первичных активов, концентрацией риска, риском дефолтов и т.д.

Кажется неизбежным, что одним из результатов мирового финансового кризиса будет тщательный пересмотр стандартов Базель II и структуры и реализации банковского регулирования. Это дает возможности актуариям быть более вовлеченными в этот процесс. Они могут предложить более совершенные методы измерения и управления риском, которые были разработаны для страховой индустрии и могут использоваться в системе управления рисками в банковской сфере. В частности, могут пригодиться знания и опыт актуариев в построении всех видов распределений и выработке измерителей риска, пригодных для распределений с тяжелыми хвостами. Некоторые из этих исследований были обобщены в важной публикации Международной актуарной ассоциации о платежеспособности страховщика [1]. Недавно МАА выдвинула ряд идей об усилении финансового риск-менджмента [2]. Руководители МАА встретились с банковскими регуляторами в Базеле для обсуждения потенциального вклада актуариев в систему управления рисками в банковской сфере.

Значительную роль в некоторых аспектах финансового кризиса сыграли рейтинговые агентства. Их модели анализа финансовой безопасности доказали свою несостоятельность в условиях реализации экстремального стресс-сценария. Они не предсказали подверженность риску многих банков и финансовых институтов, а их рейтинги ценных бумаг, обеспеченных активами, имели существенные недостатки.

 

Социальное страхование в свете глобального финансового кризиса

Одним из последствий финансового кризиса было осознание важности систем социальной защиты. Когда накопительные частные пенсионные программы оказались под угрозой, национальные системы социального обеспечения оказались «тихой гаванью». Они обеспечивают большую стабильность и безопасность, независимость от волатильности финансовых рынков, не подвержены прямому воздействию «токсичных» активов. Кажется, что только правительства способны обеспечить адекватные гарантии в ситуации кризиса. Соответственно, в некоторых странах был заметен несомненный сдвиг общественного мнения от энтузиазма в отношении приватизированных пенсионных систем в сторону понимания важности систем социального обеспечения и страхования.

В большинстве стран альтернативой системам социального страхования являются программы с установленными размерами взносов или индивидуальные пенсионные счета. Только в некоторых таких программах предусмотрены механизмы гарантии определенного уровня доходности. В большинстве же программ с использованием индивидуальных счетов их баланс напрямую зависит от движения рынка.

С точки зрения отдельных индивидов «американские горки» изменения их пенсионных накоплений не внушает уверенности. На практике для большинства размер их пенсионного счета в данный момент времени не имеет особого значения. Важным является размер пенсионных накоплений в момент достижения пенсионного возраста и начала их изъятия или покупки аннуитета.

Наиболее значимым является сокращение размера пенсионных накоплений лиц предпенсионных возрастов. Для таких людей нет достаточного количества времени, чтобы дождаться восстановления стоимости своих пенсионных накоплений. Соответственно пенсионный доход существенно пострадает в результате кризиса. Особенно драматичная ситуация складывается для участников тех программ, которые предусматривают аннуитизацию пенсионных накоплений при достижении пенсионного возраста, поскольку аннуитеты становятся значительно более дорогими (с падением процентных ставок и увеличением ожидаемой продолжительности жизни в возрасте выхода на пенсию).

Лица предпенсионных возрастов могут компенсировать потери пенсионных накоплений за счет продолжения работы. Те, кому до пенсии осталось еще много лет, могут увеличить размер своих отчислений для восстановления пенсионного баланса. Однако, оценивая то, что произошло с их пенсионными вкладами в результате финансового кризиса, многие участники пенсионных программ могут потерять интерес к формированию пенсионных накоплений. Следует также ожидать общего снижения доверия к финансовым институтам и сбережениям. Очевидно, что люди будут обращать больше внимания на безопасность и предоставление гарантий, а финансовые институты будут менее охотно предоставлять такие гарантии, учитывая стоимость их обеспечения.

Некоторые из последствий мирового финансового кризиса для системы социального обеспечения были обсуждены на недавних семинарах Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО). Выступления на семинарах в Дивон-ле-Бен и Женеве в марте и апреле 2009 года соответственно могут быть скачаны с сайта МАСО [3,4].

Сбор взносов и налоговая дисциплина

Сбор страховых взносов осложняется во время рецессии из-за сокращения количества занятых в экономике и соответствующего снижения объема взносов. Из-за финансового давления на работодателей могут наблюдаться задержки с выплатой взносов, происходить дефолты компаний и организаций.

Правительства стремятся сократить нагрузку на работодателей и снизить налоги, связанные с занятостью, пытаясь завершить рецессию и сократить безработицу. В то же время с точки зрения финансовых перспектив систем социального страхования может возникнуть необходимость увеличения ставки страховых взносов, которое бы компенсировало снижение доходов системы в результате падения экономики. Для разрешения этого противоречия отдельные страны применяют различные подходы. Выбор метода во многом зависит от наличия и размера буферного фонда, позволяющего нивелировать временное снижение объема собираемых взносов.

Выплаты и изменения в поведенческих установках

Рецессия приведет к увеличению расходов на выплату пособий по безработице в тех странах, где система страхования по безработице является частью общей системы социальной защиты. Однако и обращения за назначением других пенсий и пособий могут участиться. Вырастет количество получающих пособие по системам социального вспомоществования, т.к. все большее количество людей окажется финансово несостоятельными и будут вынуждены полагаться на социальную помощь. Рост уровня заболеваемости и временной нетрудоспособности увеличит стоимость систем страхования по временной нетрудоспособности. Увеличение безработицы может привести к росту количества обращений за пенсиями по инвалидности, более щедрыми, чем пособия по безработице. Работодатели могут использовать канал социального страхования по инвалидности как удобное средство для увольнения пожилых работников.

В предыдущие периоды высокой безработицы рост числа случаев постоянной нетрудоспособности/инвалидности уже становился проблемой. Институты социального обеспечения могут пытаться противостоять этой тенденции, ужесточая условия назначения инвалидности и проверки профессиональной трудоспособности. Однако в других случаях правительства скорее предоставят системам социального обеспечения возможность самим справляться со слабым рынком труда, а не принимать решительных мер по контролю за расходами.

Инвестирование резервных фондов

Объем прав на пенсии и пособия в рамках систем социального обеспечения (за исключением отдельных индивидуальных накопительных программ, управляемых частными пенсионными фондами) обычно не зависит от результатов инвестиционной деятельности. Однако многие институты социального обеспечения осуществляют инвестирования активов социальных программ и размер этих фондов систем социального страхования часто оказывается значительным. В некоторых случаях такие активы создаются как фонды выравнивания. В таких случаях ставка страховых взносов устанавливается на уровне, превышающем необходимый для финансирования текущих расходов на распределительном принципе, с аккумулированием активов и дальнейшим расходованием этих средств при превышении расходов над доходами. Другие, по сути, являются буферными фондами, аккумулирующими краткосрочный оборотный капитал. Их размер невелик по сравнению с годовыми расходами на выплату пенсий и пособий.

Независимо от задачи формирования и природы инвестиционного фонда, многие из них сильно пострадали от неблагоприятных рыночных условий в течение последнего года, особенно если значительная часть активов была инвестирована в акции и недвижимость. Фонды социального страхования, как правило, являются консервативными инвесторами и не вкладывают средства в альтернативные классы активов, такие как хедж-фонды, ценные бумаги, обеспеченные активами, или кредитные дефолтные свопы. Однако некоторые из них имеют значительные прямые инвестиции в местные компании, недвижимость и инфраструктуру. Отдельные активы могли оказаться дефолтными или потерять в стоимости больше, чем в среднем по рынку.

Общий вывод, который следует извлечь из финансового кризиса, заключается в том, что необходимо хорошо понимать действительную природу инвестиций. Это особенно важно в отношении ценных бумаг или структурированных продуктов, в которых истинная природа базовых активов не всегда прозрачна. Последние события еще раз подтвердили важность диверсификации, несмотря на то, что глобальные рынки очень взаимосвязаны и даже такие разные классы активов, как акции и недвижимость, демонстрируют некоторую корреляцию.

Риск-менеджмент

Другой ключевой урок касается системы управления рисками. Институты социального обеспечения подвергаются серьезным рискам различного рода (хотя и отличных от рисков в банковской сфере). За эффективное и адекватное управление рисками отвечают руководящие органы, а формирование и реализация системы риск-менеджмента должны занимать приоритетное место в их повестке дня.

Управление риском при разработке и реализации инвестиционной стратегии – одна из наиболее важных задач, стоящих перед организацией. Однако риск-менеджмент простирается далеко за рамки инвестиционной деятельности, и институты социального страхования должны иметь системы мониторинга и контроля риска во всех областях. Необходимо предусмотреть регулярную и всеобъемлющую идентификацию и оценку уровня рисков, включая вероятность его реализации и финансовые и иные последствия.

 

Пенсионные фонды в свете глобального финансового кризиса

Накопительные пенсионные программы сталкиваются с другим набором проблем. При этом сложности, с которыми сталкиваются пенсионные программы с установленными размерами выплат, спонсируемые работодателями, существенно отличаются от проблем пенсионных программ с установленными размерами взносов, основанными на индивидуальных пенсионных счетах.

Уверенность в накопительных пенсиях

Возможно, самая большая проблема частных накопительных пенсионных программ, всех видов – необходимость восстановить доверие населения к этим институтам. Подверженность пенсионных накоплений волатильности рынка экстремального уровня вызвала большую тревогу и утрату доверия. Доверие, по всей видимости, возродится с восстановлением рынков. Однако этот процесс потребует времени и информационной работы.

Для сокращения риска влияния волатильности финансовых рынков на размер пенсионных накоплений в момент их изъятия или конвертации в аннуитет необходимо создать механизмы, которые предусматривали бы перевод накоплений в менее рискованные активы при приближении к пенсионному возрасту. Диверсификация также важна для каждого конкретного человека, как и для институциональных инвесторов, и инвестиции должны быть структурированы таким образом, чтобы обеспечить адекватный уровень диверсификации.

При введении новых систем, основанных на индивидуальных пенсионных счетах, в порыве энтузиазма в некоторых странах были обнародованы нереалистичные прогнозы в отношении будущей нормы доходности, что нанесло большой вред таким пенсионным программам. Пенсии не должны «продаваться» таким образом, поскольку в результате это просто подрывает их авторитет. Важно, чтобы информация в отношении пенсионных программ с установленными размерами взносов была честной и не создавала почву для нереалистических ожиданий.

Влияние на пенсионный доход и индивидуальный выбор

Неожиданное снижение объема накоплений на индивидуальных пенсионных счетах, особенно для лиц предпенсионного возраста, может иметь драматические последствия для их будущего пенсионного дохода. Финансовый кризис показал важность изменения инвестиционного портфеля (перебалансировки инвестиционного баланса) при приближении к пенсионному возрасту. Однако для тех, кто уже оказался в этой ситуации и на кого слабое современное состояние финансовых рынков оказывает непосредственное влияние, существует единственный способ избежать катастрофического падения пенсионного дохода по сравнению с ожидаемым – отложить время выхода на пенсию. За это время стоимость активов может восстановиться, кроме того, появится время для формирования дополнительных накоплений.

Однако не всегда существует возможность отложить выход на пенсию, особенно в ситуации, когда работодатели стремятся сократить численность сотрудников. В таких ситуациях первыми уволенными оказываются люди, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, поиски же альтернативной занятости могут оказаться безрезультатными.

Пенсионные программы с установленными размерами взносов содержат хорошие мотивационные механизмы, поскольку они побуждают работника работать дольше, выходить на пенсию позже и сберегать больше. Однако это предполагает, что рынок труда достаточно гибкий, чтобы соответствовать индивидуальному решению о возрасте выхода на пенсию. В той степени, в которой люди не имеют возможности осуществить такой индивидуальный выбор, программы с установленными размерами взносов формируют существенное неравенство между сообществами различных лет рождения. При этом размер пенсии, рассчитанный исходя из одинаковой заработной платы для лиц с одинаковым профилем зарплаты и одинаковой продолжительностью страхового стажа, будет существенно различаться в зависимости от года назначения пенсии.

Проблема влияния волатильности финансовых рынков на размер пенсий была осознана задолго до того, как разразился последний финансовый кризис. Многие исследования были посвящены волатильности размеров выплат в рамках пенсионных программ с установленными размерами взносов. Так, Камфильд [5] рассчитал гипотетический размер пенсий участников пенсионных программ, выходящих на пенсию с 1960 по 2000 год при наличии 30-летнего страхового стажа и взносе в размере 10 % от заработной платы. В момент выхода на пенсию средства пенсионных накоплений расходуются на покупку аннуитета по рыночной цене. Размер пенсии варьируется от 20 % от предпенсионной заработной платы для выходящих на пенсию в начале 1950-х годов до 75 % для работников, ставших пенсионерами в 1990 году при инвестировании 100 % средств в акции. Выводы, полученные Камфильдом, также продемонстрировали высокую волатильность результатов инвестирования в акции на относительно коротком промежутке времени. Например, в США размер выплат варьировался от 80 % в конце 1960-х до 30 % в середине 1970-х.

Влияние на учредителей и вкладчиков пенсионных планов

В странах, где работодатели являются вкладчиками профессиональных пенсионных программ с установленными размерами выплат, влияние финансового кризиса выразилось в драматическом падении стоимости активов фондов в сочетании с ростом обязательств из-за снижения процентных ставок. В результате большинство пенсионных программ испытывают растущий дефицит. Для восстановления финансового баланса требуется повышение размеров взносов. Более дорогим становится и обеспечение любых гарантий, предусмотренных в рамках пенсионных программ с установленными размерами взносов.

В условиях экономического спада работодатели сопротивляются росту расходов на финансирование пенсионных программ с установленными размерами выплат и сокращают свои потери за счет остановки приобретения пенсионных прав в будущем (а также закрывают программы для новых участников, хотя последнее во многих случаях уже было осуществлено).

Дизайн условий и норм пенсионного обеспечения

Очевидно, что кризис даст толчок поиску наиболее совершенного дизайна пенсионных систем и новым раундам пенсионных реформ в некоторых странах. Не существует простых ответов на вопрос, каким должно быть оптимальное сочетание государственных программ социального страхования и обеспечения и дополнительных частных пенсионных планов. Можно ожидать некоторого отката от предшествующих реформ, которые перенесли акцент с программ социального страхования с установленными размерами выплат на частные накопительные пенсионные системы. Большее место в дискуссиях займет важность базового уровня, гарантирующего минимальный уровень пенсионного обеспечения за счет общих доходов бюджета. Более сдержанной может стать апологетика достоинств инвестирования пенсионных накоплений преимущественно в акции.

Было бы неправильным слишком остро реагировать на кризис и полностью отказаться от использования индивидуальных накопительных счетов. Смешанная система, объединяющая распределительные программы с установленными размерами выплат и накопительные программы с установленными размерами взносов, обеспечивает диверсификацию рисков и позволяет противостоять финансовой нестабильности распределительных систем. В свою очередь распределительные системы могут принимать следующие формы:

– традиционных программ с установленными размерами выплат, обеспечивающими пенсию в размере, пропорциональном заработной плате (в настоящее время наблюдается тенденция учета заработка за весь период трудовой деятельности, а не только последней заработной платы);

– программы с использованием условно-накопительных счетов;

– программы гарантированных минимальных пенсий.

В том, что касается накопительных компонентов пенсионных программ, необходимо обеспечить адекватную диверсификацию между различными классами активов для снижения подверженности пенсионных накоплений волатильности финансового рынка. Инвестирование высокой доли пенсионных накоплений в наличные, на депозиты и даже в облигации не является оптимальной стратегией в течение всего периода накопления. Однако при приближении фазы выплат и необходимости аннуитизировать пенсионные накопления было бы желательным переориентировать инвестиционный портфель в сторону этих классов активов. Следует избегать слишком высокого уровня риска при инвестировании в акции и недвижимость при приближении пенсионного возраста.

Важной причиной пенсионных реформ, осуществленных в течение последних 10–20 лет, были сомнения в финансовой устойчивости распределительных пенсионных систем в условиях старения населения. Очевидно, что полностью возвращаться к неустойчивым распределительным системам с установленными размерами выплат было бы неразумно. Однако существует возможность для более оптимального и в большей степени отвечающего взаимным интересам баланса распределения риска между различными заинтересованными лицами вместо того, чтобы выбирать между двумя крайностями: 100 %-ных гарантий программ с уставленными размерами выплат и полным отсутствием гарантий при подверженности рыночным рискам. Споры о том, должны ли пенсионные программы быть накопительными в прошлом. Существует согласие в отношении того, что оптимальными являются смешанные системы. Будущие дебаты будут сфокусированы вокруг вопроса, каким образом обеспечить баланс между теми, кто несет риски пенсионной системы – правительствами, работодателями, работниками и финансовыми институтами.

 

Выводы

В этой статье мы рассмотрели некоторые из причин мирового финансового кризиса и влияние, которое он оказал на экономику и на финансовые рынки. Мы вынесли ряд уроков для будущего регулирования, в том числе необходимость пересмотра навыков андеррайтинга и управления рисками при использовании кредитных портфелей и производных ценных бумаг. Больше внимания должно быть уделено риску ликвидности и потенциальным системным факторам, влияющим на модель кредитного риска. Существует потребность в измерителях риска, которые в лучшей степени отражают тяжесть хвостов распределения, а также необходимость более пристального внимания к соотношению между активами и обязательствами. Возможность регулирования деятельности рейтинговых агентств должна быть рассмотрена, а сами рейтинги не должны приниматься и использоваться без тщательного анализа и проверки.

В отношении пенсионных систем глобальный финансовый кризис выявил опасения в отношении слишком высокой подверженности риску волатильности финансовых рисков систем обеспечения пенсионного дохода, основанных на индивидуальных накопительных счетах, и важности нахождения баланса между безопасными и гарантированными элементами систем пенсионного обеспечения и компонентами, которые в большой степени зависят от состояния рынка. Дифференциация выплат по накопительным пенсионным программам между когортами, выходящими на пенсию в разные годы, может быть очень несправедливой. Структура инвестиционного портфеля при приближении к пенсионному возрасту и началу этапа выплат должна изменяться в пользу более безопасных классов активов.

Распределительные системы социального обеспечения с установленными размерами выплат (включая и условно-накопительные системы) по-прежнему играют очень большую роль в обеспечении пенсионного дохода. Необходимо поддерживать баланс между существованием значительного и эффективного первого уровня и обеспечением финансовой устойчивости системы социального страхования в свете демографического старания и других социальных и экономических факторов.

 

Литература

1. IAA, 2004. A Global Framework for Insurer Solvency Assessment.

2. IAA, 2009. Dealing with predictable irrationality – actuarial ideas to strengthen global financial risk management.

3. ISSA, 2009. High level seminar for CEOs and senior management in Central and Eastern Europe and the Commonwealth of Independent States, Divonne-les-Bains, 10-14 March 2009. (www.issa.int/aiss/News-Events/News/Social-security-managers-consider-impact-of-global-recession).

4. ISSA, 2009a. Seminar on Social Security in Times of Crisis: Impact, Challenges and Responses, Geneva, 24-25 April 2009. (www.issa.int/aiss/News-Events/Events/Seminar-on-Social-Security-in-Times-of-Crisis-Impact-Challenges-and-Responses).

5. Camfield. An opportunity for actuaries to give advice in the context of defined contribution pension plans. Presented to the Conference of the International Association of Consulting Actuaries, Hershey, USA, June 2000.


смотреть комментарии (0)

Скачать весь номер журнала "Актуарий" 

Влияние глобального финансового кризиса на системы социального страхования и пенсионные системы 

Интервальные оценки резерва убытков в страховании ином, чем страхование жизни 

Формирование страховых механизмов компенсации ущерба от катастрофических рисков 

29-й Международный конгресс актуариев 

Собрание Международной актуарной ассоциации в Вене 

Второй конгресс актуариев СНГ и Третья актуарная школа в Казахстане 

Влияние глобального финансового кризиса на системы социального страхования и пенсионные системы 

В пенсионном комитете 

Третий ежегодный российский пенсионный форум  

Формирование статистических баз данных и значение достоверной страховой статистики 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом