- Актуарии в системе надзора
Актуарии в системе надзора
Татьяна Майорова, главный специалист- эксперт, Федеральная служба страхового надзора
Если в первые 10–15 лет с начала возрождения страхового бизнеса в России западное слово «actuary» можно было услышать крайне редко, тарифы и резервы в компаниях считались на глаз и, как правило, бухгалтерией, то сейчас ситуация совсем иная. С развитием национального страхового рынка роль актуария постепенно стала возрастать.
В страховых компаниях появились должности «актуарий», а лидеры рынка уже могут позволить себе содержать центр или управление актуарных расчетов.
Кто же он такой, российский актуарий? Каким он должен быть? Какова его роль в системе регулирования деятельности страховщика? Каким видит его регулятор?
Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» гласит, что страховые актуарии – это физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов. При этом страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Актуарные навыки используются для оценки риска, определения адекватности премии (тарифов) и формирования технических резервов как по страхованию жизни, так и по иному, чем страхование жизни. Эти навыки включают знание и понимание теории вероятностей, методов математической статистики, построения математических моделей, а также экономического представления о причинах непостоянных и неблагоприятных колебаний различных финансовых показателей. В результате применения этих навыков актуарии подготавливают необходимые документы, рекомендации и принимают участие в принятии важных стратегических решений.
Независимо от традиций регулирования роль актуария как внутри страховых компаний, так и на уровне надзора является ключевой с точки зрения поддержания финансового здоровья страховых компаний. Неверная оценка размеров страховых резервов может в будущем обернуться невозможностью страховщика отвечать по обязательствам. Правильно просчитанная инвестиционная стратегия позволит страховой компании не только успешно справиться с обязательствами, но и получить хорошую прибыль.
В развитых странах существуют различные модели использования актуария в системе надзора и контроля на страховом рынке: модель ответственного актуария (канадская) и двухактуарная модель (французская). Если вкратце описать эти модели, то одна из них возлагает значительную долю ответственности по надзору за финансовой устойчивостью страховой компании на актуария (при наличии достаточно жестких условий отбора специалистов на эту должность), вторая оставляет главную надзорную роль государственному органу, при этом актуарий рассматривается как посредник и консультант при решении проблем, поставленных надзором перед страховщиком.
На выбор модели влияет множество факторов, таких как состояние страхового рынка, количество страховых организаций на рынке, уровень развития профессии актуария в стране, стремление надзора совершенствовать систему контроля за финансовой устойчивостью и платежеспособностью путем активного использования актуарных навыков.
Если страховой рынок использует простейшие методы расчета тарифов и резервов, это означает, что он еще не созрел для актуариев как таковых. Немаловажным для выбора модели является количество работающих в страховом бизнесе компаний: чем больше количество страховых компаний, тем вероятнее будет использоваться стратегия активного вовлечения актуария в систему надзора, так как это может помочь надзорному органу более эффективно использовать свои, зачастую очень ограниченные ресурсы. Однако даже если число страховщиков мало, но страховые компании в основном являются крупными и осуществляют сложные операции, надзору может потребоваться помощь актуариев в большей мере, чем при доминировании небольших компаний, реализующих простые операции.
Другим ключевым вопросом является состояние дел с профессией актуария применительно к страховому сектору. Иными словами, при разработке надзорной системы важно понимать, достаточно ли на рынке надлежащим образом подготовленных и опытных актуариев. Если число актуариев, способных выполнять официальные функции, мало по сравнению с размерами рынка, то такое положение может привести к практическим трудностям. Улучшению качества работы ответственных актуариев способствуют такие методы, как сертификация деятельности практикующих актуариев, проведение сравнительных обзоров, внедрение дисциплинарных процедур, повышение квалификации, которые могут осуществляться актуарной ассоциацией или органом страхового надзора.
Подход надзорных органов Франции и Испании отличается от канадского тем, что подчеркивает важность прямой оценки надзора. При этом неважно, будет ли актуарий состоять в штате компании или являться внешним консультантом. Считается, что применение системы ответственного актуария сужает полномочия надзора, в то время как рынку необходим жесткий контроль и проверка не только финансовой отчетности страховщиков, но и внимательная оценка актуарных систем, изучение внутренних баз данных, тестирование разработанных актуариями методик на конкретных примерах. Существование актуариев как в надзорном органе, так и в компании и дало название модели – двухактуарная.
Судя по тому, как планируется изменить действующее законодательство, для российского рынка была выбрана канадская модель – модель ответственного актуария.
Поправки к Закону Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в части, касающейся аттестации актуариев, были предложены в мае 2006 года. Вскоре, в декабре этого же года была внесена на рассмотрение новая редакция. В соответствии с проектом закона, страховой актуарий должен быть членом профессиональной саморегулируемой организации, причем только одной. Предполагается, что именно саморегулируемые организации актуариев, а не Росстрахнадзор, будут заниматься проведением экзаменов, выдачей аттестатов (подтверждение аттестата должно проводиться каждые 5 лет), защитой прав актуариев, разработкой стандартов актуарной деятельности и единых методик расчетов. Законопроект вводит новое для российского рынка понятие «ответственный актуарий», который будет иметь официальный надзорный статус: на него предполагается возложить обязанность по составлению и подписанию представляемого в орган страхового надзора актуарного заключения к годовой бухгалтерской отчетности. При этом ответственный актуарий должен иметь стаж работы не менее 2 лет, высшее математическое (техническое) или экономическое образование и аттестат профессионального объединения.
Когда и как начнет работать предложенная система, насколько она окажется эффективной на данной стадии развития рынка, покажет жизнь. Единственное, что можно утверждать, – профессия актуария пришла в Россию всерьез и надолго.