главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?
  • Зачем нужен актуарий страховщику и страхователю?

Зачем нужен актуарий страховщику и страхователю?


27.02.2007 | Ксения Леонова, Журнал "Финанс"

    

    Почему каско для автомобиля обходится, скажем, в 10% от его цены, а полис ДМС стоит $500? Хватит ли страховщику денег, чтобы расплатиться? Спросите актуария.

       В мае прошлого года руководитель Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев заявил, что его ведомство в одиночку не справится с постоянной проверкой страховщиков – не хватает квалифицированных сотрудников. И предложил создать профобъединение, на которое можно было бы возложить часть надзорных функций. Рынку идея понравилась: его участники уже лоббируют поправки и рекомендуют своим штатным специалистам вступать в сообщество. Бездипломники. Сотрудники, о нехватке которых говорил Илья Ломакин-Румянцев, именуются актуариями. Это особая каста финансовых математиков. «Если спросить актуария «который час?», он расскажет, как устроены часы» – так шутят о ее представителях в профессиональной среде. Но если серьезно, то основная функция актуария – оценивать соответствие активов принимаемым обязательствам. Они отвечают на вопрос, какими резервами должен обладать страховщик, чтобы не вылететь в трубу, и, исходя из этого, рассчитывают тарифы. В их распоряжении инструментарий математической статистики и теории вероятности. По сути, от навыков и знаний этих специалистов зависит устойчивость всей страховой системы.

     Но российская действительность словно бы игнорирует их ответственную миссию. В отличие от своих западных коллег отечественные актуарии изрядно «недооценены» рынком. Объявление на одном из «тематических» сайтов – красноречивая тому иллюстрация: «Страховая компания ищет актуария с высшим образованием и опытом работы. Оклад от $600 до $800 по результатам собеседования». Но дело не только в уровне вознаграждения, в конце концов на рынке можно встретить специалистов, которым грех жаловаться на размер компенсаций.

    Главная проблема заключается в неопределенности статуса актуария, а это уже претензия к финансовым властям. С одной стороны, смысл существования этих специалистов определен законодательно. Поправки, внесенные в отраслевой закон еще в 2003 году, предусматривают введение с 1 июля года нынешнего практики обязательного актуарного обследования страховщиков. По его результатам должно выдаваться соответствующее заключение, которое в свою очередь прилагается к отчетности компании. Но проблема заключается в том, что специалистов, способных такие заключения выдавать, пока нет. Ибо все тот же закон требует от актуария наличия квалификационного аттестата, и не абы какого, а выданного по результатам экзаменов в порядке, установленном органом страхового регулирования, то есть Минфином. Разработать этот порядок чиновники должны были к 1 июля прошлого года. Но не сложилось.

     В связи с этим даже произошел любопытный казус («Ф.» № 27). В середине года Росстрахнадзор столкнулся с проблемой при выдаче лицензий: ни один страховщик не мог предоставить сведения о своих актуариях и тем самым в полной мере удовлетворить лицензионные требования. «На выручку» пришел Минфин, разъяснивший, что в графе «сведения о страховом актуарии» надобно писать «страховой актуарий отсутствует» – этого пока достаточно. А в качестве «долгоиграющей» идеи представители ведомства предложили рассмотреть передачу аттестационных функций саморегулируемым организациям (СРО). Ну и что, что их нет – когда-нибудь да появятся. СРО зовет. Сегодня существуют два профессиональных объединения, в будущем, с принятием соответствующих законодательных новаций, способных превратиться в СРО, – Гильдия актуариев и Национальное общество актуариев (НОА). Причем в этом статусе их полномочия могут оказаться гораздо шире, нежели просто «присмотр» за своими членами.

     Чиновники не раз давали понять, что саморегулируемая организация актуариев, коль скоро она состоится, сможет регламентировать формирование и размещение резервов страховщиков. «Возможно, таким профобъединением станет как раз гильдия. Сообщество заметно активизировалось в последнее время, ведет переговоры с надзором и страховщиками, а недавно даже получило заказ от Минфина на разработку проектов документов по формированию резервов по страхованию жизни», – рассказывает начальник актуарного департамента компании «Капиталъ Страхование» Евгений Шарапов. Кстати, несмотря на то, что «Капиталъ Страхование» и «Росгосстрах» стали учредителями Национального общества актуариев, сотрудники компаний состоят именно в гильдии. «Мне кажется, что функцию аттестации получит та организация, которая первой вступит в Международную ассоциацию актуариев (IAA)», – следует логике руководитель актуарного управления группы «АльфаСтрахование» Сергей Шишкин. У гильдии на этот счет более конкретные планы, чем у НОА. «Мы надеемся вступить в IAA уже в 2007 году, – декларирует член правления организации гендиректор Чешской страховой компании Дмитрий Малых. – Наши аттестационные экзамены будут соответствовать тому минимуму требований, который установлен международной ассоциацией, а обучать специалистов и готовить их к аттестации будут учебные заведения, которые согласятся действовать в рамках нашей программы».

    Представители Национального общества актуариев в свою очередь заявляют, что действующему специалисту необходим более высокий уровень подготовки. Однако четких планов по вступлению в IAA у НОА пока нет. В середине февраля участники гильдии избрали новым председателем правления доцента Высшей школы экономики Владимира Новикова. «Систему взаимоотношений участников рынка можно представить в виде треугольника, – объясняет свое видение проблемы новый глава организации. – Одной его гранью должны быть страховые компании, второй – Росстрахнадзор, ну а третьей – актуарии. Мы не предлагаем создать институт независимых актуариев. Скорее говорим о сообществе квалифицированных специалистов, которые, будучи в штате компаний, смогут предоставлять свою экспертную оценку либо акционерам, либо представителям надзора, если они этого потребуют». Сколько надо – столько будет. «На вопрос, сколько будет дважды два, бухгалтер ответит: четыре, а актуарий спросит: “А сколько надо?”« Это тоже из страхового фольклора. Действительно, актуарий обладает немалыми возможностями для манипулирования финансовыми показателями, и это не добавляет прозрачности его деятельности.

     «Пока не вполне ясно, как в современных российских условиях организовать систему регулирования, чтобы актуарий, будучи штатным сотрудником страховщика или пенсионного фонда, мог сохранять объективность, не страшась увольнения, – говорит директор Независимого актуарного информационно-аналитического центра Валерий Баскаков. – Например, в английской практике существует понятие appointed actuary – «назначенный актуарий», который несет правовую ответственность за свои выводы вне зависимости от того, является он сотрудником компании или нет».

  «Наверное, на первоначальном этапе, пока механизм взаимодействия между сообществом актуариев, страховщиками и Росстрахнадзором не сформируется, возникнет ряд связанных с этим проблем, – рассуждает Евгений Шарапов. – Но здесь основным инструментом может стать кодекс профессиональной этики». Кодекс кодексом, но, чтобы привлечь специалиста к ответственности, необходимо обнаружить его ошибки. Руководитель актуарной практики PricewaterhouseCoopers в странах СНГ и Восточной Европы Сергей Завриев уверен, что оценивать объективность актуариев при подготовке финансовой отчетности должны независимые аудиторы. «Любой бухгалтер может исказить отчетность компании. Чтобы этого не происходило, проводится аудит, – напоминает он. – Если аудит найдет ошибки, то актуарий подвергнется санкциям со стороны сообщества. При этом, естественно, в составе команды аудиторов должен быть специалист в области актуарных расчетов – это соответствует современной международной практике».

ПРАКТИКА:

   Обойдемся без него Сегодня должность актуария предусмотрена в штатном расписании далеко не всех страховщиков. По словам заместителя гендиректора «Энергогаранта» Антона Легчилина, «в крупной компании работает, как правило, около десяти актуариев, в средней – до трех. Ну а в мелкой таких специалистов может и вовсе не быть». Впрочем, при необходимости (например, для составления актуарного заключения, которое вскоре станет неотъемлемой частью отчетности) есть смысл пригласить специалиста со стороны, закон прямо указывает на такую возможность. В большей степени это касается региональных операторов. «Местные страховщики ориентируются, как правило, на сложившиеся рыночные страховые тарифы, – рассказывает доцент кафедры «Экономика и финансы» Омского филиала Академии бюджета и казначейства Минфина России Елизавета Лебедева, работающая независимым актуарием. – Для серьезных расчетов привлекают сторонних специалистов.

    Например, для проведения хорошей рекламной кампании с понижением тарифов необходимо проделать большую актуарную оценку по собственной базе данных, поскольку каждая компания имеет свой сегмент рынка».

 


смотреть комментарии (0)

История актуарных расчетов в России 

Зачем нужен актуарий страховщику и страхователю? 

Актуарная деятельность в России 

Актуарии в системе надзора 

Второе рождение профессии актуария России: личный взгляд 

О роли актуариев в системе государственного регулирования страховой деятельности 

Актуарная составляющая реформы социального страхования 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом