- Модель пенсионной системы Российской Федерации
- Статус человека по отношению к пенсионной системе
Статус человека по отношению к пенсионной системе
Независимо от типа пенсионной системы (пенсионного законодательства) все население страны можно разделить на следующие категории:
- плательщики пенсионных взносов;
- получатели пенсии (пенсионеры);
- прочие лица, то есть люди, не платящие взносы и не получающие пенсию, например дети, студенты, безработные и т. п.
Понятно, что указанное деление не является альтернативным, так как человек может быть и пенсионером и плательщиком взносов одновременно.
В детском возрасте человек может быть только получателем пенсии, например социальной пенсии по инвалидности или пенсии по случаю потери кормильца. По достижении трудоспособного возраста человек обычно начинает работать и платить пенсионные взносы (в России взносы, как правило, платит работодатель). В зависимости от конкретных обстоятельств — служба в армии, учеба, рождение ребенка, безработица и т. д. — индивидуумы начинают работать в разном возрасте. Размер пенсионных взносов зачастую зависит не только от размера заработной платы (доходов), но и от статуса человека в качестве налогоплательщика (плательщика пенсионных взносов). Например, современная пенсионная система России предусматривает более низкие ставки взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, индивидуальных предпринимателей, адвокатов и т. д. По достижении пенсионного возраста или вследствие утраты трудоспособности (инвалидности) человеку может быть назначена пенсия по данному основанию.
В течение жизни человека его социально-экономический статус по отношению к пенсионной системе периодически меняется. Рассмотрим следующий пример: Иван Таранов до 13 лет не имел отношений с пенсионной системой. Однако когда Ивану исполнилось 13 лет, умер его отец и Иван начал получать пенсию по случаю потери кормильца. В 18 лет, после окончания школы, Иван поступил в Пищевой институт, который успешно закончил в возрасте 23 лет. Все это время он получал пенсию по случаю потери кормильца. В институте не было военной кафедры, поэтому Ивана призвали в армию на 2 года. После армии он в течение года не мог найти работу, а потом устроился наемным работником на предприятие по переработке сельхозпродукции. Когда Ивану исполнилось 33 года, предприятие обанкротилось, и Иван вновь оказался безработным. После 2 лет безработицы Иван нашел тяжелую, но высокооплачиваемую работу, которую выполнял в течение 5 лет. В возрасте 40 лет Иван решил, что довольно работать "на дядю", и на заработанные деньги купил ферму, тем более, что по роду предыдущей деятельности он имел некоторое отношение к сельскому хозяйству. Когда Ивану исполнилось 44 года, произошел несчастный случай, в результате которого он получил инвалидность и стал пенсионером по инвалидности, но работу решил не бросать. Правда, заниматься тяжелым фермерским трудом Иван уже не мог, поэтому открыл пивоварню. Дела его пошли в гору. В возрасте 60 лет Иван Таранов переоформил пенсию по инвалидности на пенсию по старости (до начала пенсионной реформы это имело смысл, так как пенсия по старости была почти в 1,5 раза больше пенсии по инвалидности). В возрасте 64 лет Иван передал пивоварню сыну, а сам устроился доцентом в Пищевой институт (следует упомянуть, что Иван будучи хозяином пивоварни защитил кандидатскую диссертацию по экономике пивоваренного производства). В 69 лет Иван ушел на заслуженный отдых и занялся разведением цветов на своей даче. В возрасте 92 лет Иван Таранов скончался.
История жизни Ивана Таранова показана на рис. 1 в виде траектории в фазовом пространстве "возраст–социально-экономический статус". Понятно, что это только одна история из множества историй почти 150-миллионного населения России, но она наглядно демонстрирует, что вследствие периодического изменения социально-экономического статуса человека невозможно разделить население на однородные группы лиц, всю жизнь работавших, например в сельском хозяйстве, в промышленности, в качестве индивидуальных предпринимателей и т. д., равно как и на группы лиц, всю жизнь имеющих высокие или низкие заработки. Поэтому в основу построения модели пенсионной системы России положен социально-когортный подход.
Рисунок 1