главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?
  • Выпуск 4
    • Некорректность игнорирования проблемы

Некорректность игнорирования проблемы


Баскаков В.Н.
Шеф-редактор.


Определение классов профессионального риска, расчет страховых тарифов, организация сбора страховой статистики и т. д. традиционно относятся к ведению актуариев. Без сомнения, у этих задач есть и другие аспекты, например, правовые, организационные и т.д., но актуарные стоят на первом месте.Прежде всего, следует отметить, что указанные задачи требуют комплексного решения, причем согласованного, с основными принципами организаций самой системы обязательного социального страхования от профессиональных рисков. Поэтому необходимо определиться, какая система социального страхования нам нужна — фондируемая или нефондируемая. От этого зависят принципы расчета страховых тарифов, а, следовательно, структура необходимой страховой статистики и методы решения других задач.

К сожалению, эта проблема мало обсуждается, хотя как у одного, так и у другого варианта финансирования страховых выплат есть определенные преимущества и недостатки. Игнорировать столь социально значимую проблему не совсем корректно, тем более, что есть положительный пример пенсионного страхования, где аналогичный вопрос активно дебатируется уже несколько лет.

Сегодня по умолчанию принята нефондируемая система, т.е. страховые выплаты в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляются на основе текущих поступлений. Но, такой принципиальный вопрос не может быть решен кулуарно. По крайней мере, необходимо провести социально-экономические исследования последствий возможных вариантов решения указанной проблемы и организовать публичное обсуждение их результатов.

Следующий шаг построения системы социального страхования — определение принципов расчета страховых тарифов. Действующее страховое законодательство (имеется в виду закон 125 ФЗ), допускает в этом вопросе определенную свободу выбора. Но, по-видимому, ни у кого не вызывает возражений организация расчета страховых тарифов на актуарных принципах, т.е. на основе уравнения стоимости, обеспечивающего баланс потоков страховых взносов и выплат.

Однако уравнение стоимости является формальным правилом расчета страховых тарифов, которое обеспечивает лишь бездефицитность функционирования страховой системы. Поэтому понятно, что исходя только из этого уравнения, можно установить произвольный размер страховых выплат и под них рассчитать страховые тарифы. Можно поступить и обратным образом — назначить произвольные страховые тарифы, а баланс финансовых потоков обеспечить за счет подходящего выбора страховых выплат. Но при этом не следует забывать, что мы имеем дело с системой обязательного социального страхования, в которой рыночные механизмы оптимизации страховых тарифов практически не действуют. Следовательно, возникает опасность, что тарифы могут оказаться слишком обременительными для предприятия и экономики страны в целом, или наоборот, страховые выплаты будут настолько малы, что система социального страхования перестанет выполнять функцию социальной защиты застрахованных.

Для того, чтобы избежать возникновения такого рода ситуаций, необходимы определенные властные решения, ограничивающие допустимые размеры страховых тарифов и страховых выплат, которые определяются, например, исходя из макроэкономических или медицинских критериев. Расчет страховых тарифов производится в рамках базовой математической модели страховой системы, и от того, насколько эта модель детализирована, зависят качество выполняемых расчетов и требования, предъявляемые к структуре страховой статистики.

В странах с развитой страховой индустрией такого рода расчеты традиционно проводятся в рамках модели многих состояний, которая наиболее адекватно учитывает особенности социально-демографических процессов рассматриваемых систем социального страхования. В частности, эта модель позволяет учитывать возможность выбытия из совокупности застрахованных по нескольким причинам, включая различные виды заболевания и смерть пострадавшего, а так-же возможность возврата в совокупность застрахованных в результате реабилитации.

Независимым актуарным информационно-аналитическим центром была разработана модель системы социального страхования адаптированная к российским условиям такого типа, и, в первую очередь, построенная на доступной статистической информации о пострадавших на производстве. При этом доступность информации понимается в том смысле, что ее можно собрать в результате единовременной акции.

Не будем останавливаться на деталях исследования (подробно описано в монографии "Страхование от несчастных случаев на производстве: актуарные основы"), отметим лишь, что оно включало не только разработку методики расчета страховых тарифов, но и сбор необходимой статистической информации на основе медико-социологического обследования инвалидов по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям, исследование потребности инвалидов в медицинской, социальной и трудовой реабилитации, а также расчет страховых тарифов, по классам профессионального риска.

Ключевой проблемой такого рода исследований является разработка математической модели системы социального страхования. Именно этой проблеме должно быть уделено особое внимание, поскольку остальные актуарные задачи системы социального страхования, включая расчет страховых тарифов, разработку показателей страховой статистики и определение скидок и надбавок к страховым тарифам с методической точки зрения не представляют сложности и полностью определяются моделью социального страхования.

Серьезного подхода требует проблема определения скидок и надбавок к страховым тарифам. Это связано с тем, что в этом плане существует некоторый антагонизм между страховщиком и страхователем, имеющими противоположные интересы в процессе установления страховых тарифов. Проблему можно решить, только создав институт независимых актуариев, которые будут производить необходимые расчеты и выступать в качестве арбитров.

Таким образом , перевод системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на реальные страховые принципы потребует реформирования действующего законодательства, а также разработки совершено нового — связанного с созданием в России института независимых актуариев.

Это особенно важно сегодня, когда Министерством экономического развития и торговли РФ готовится новый вариант закона "Об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусматривающий частичную приватизацию этого вида социального страхования.


смотреть комментарии (0)

Юбилей 

Новости 

Некорректность игнорирования проблемы 

Новый подход к обязательному страхованию рисков 

Инвалидность страхуется, обязательно 

Мир цифр 

Экономико-математическая модель системы социального страхования 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом