главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?
  • Об участии российских актуариев в обучении и аттестации актуариев в республике Казахстан

Об участии российских актуариев в обучении и аттестации актуариев в республике Казахстан


С.Н. Тихомиров ,
кандидат экономических наук,
руководитель департамента
АНО "Независимый актуарный информационно-аналитический центр"


В течение последних нескольких лет среди участников российского рынка страхования и пенсионного обеспечения ведется разговор о необходимости организации обучения и аттестации актуариев. В этой связи будет интересен казахский опыт обучения и аттестации актуариев, свидетелями и непосредственными участниками которого стали сотрудники Автономной некоммерческой организации "Независимый актуарный информационно-аналитический центр".

Необходимо отметить, что проведение обучения и аттестации актуариев вряд ли было бы возможным без наличия в Казахстане соответствующей законодательно-нормативной базы, основой которой является Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 г. № 126-II "О страховой деятельности". Роль актуария на страховом рынке отражена во многих статьях Закона, а также в некоторых разработанных на его основании подзаконных нормативных актах.

Так, в развитие положений Закона Национальным Банком Республики Казахстан разработаны Правила осуществления актуарной деятельности на страховом рынке, выдачи, приостановления действия и отзыва лицензии актуариев и о полномочиях квалификационной комиссии уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору за страховой деятельностью. Особый интерес представляет установленная Правилами минимальная программа обучения актуариев, которая состоит из шести курсов, по каждому из которых проводится отдельный квалификационный экзамен. Темы курсов следующие.

Курс 1. Теория процентных ставок и случайных процессов в страховании жизни.

Курс 2. Актуарные принципы и их приложения.

Курс 3. Общее страхование и перестрахование.

Курс 4. Страхование жизни и здоровья.

Курс 5. Пенсионное обеспечение и социальное страхование.

Курс 6. Страховые организации и пенсионные фонды: финансирование и инвестирование.

Первые два курса являются базовыми и обязательны с 1 июня 2001 г., а последующие четыре — специальными и обязательны: третий и четвертый курсы — с 1 января 2003 г., пятый и шестой — с 1 января 2004 г. Первые два курса являются базовыми: в курсе 1 рассматриваются азы финансовой математики и страхования жизни, в курсе 2 рассматриваются азы общего страхования, перестрахования, страхования пенсий, а также развиваются актуарные аспекты страхования жизни. Курсы 3-6 являются специальными и посвящены более подробному изучению каждого из этих разделов.

Специалисты Центра принимали участие в курсе 3, состоявшемся в ноябре 2001 г., и курсе 4, состоявшемся в январе-феврале 2002 г. В рамках этих курсов занятия проводились с одной группой, состоявшей примерно из 20 человек. Занятия проходили 5 или 6 раз в неделю, обычно по 8 академических часов ежедневно. Утренняя часть проводилась англоязычным профессором (в курсе 3 им являлся американец китайского происхождения Michel Szee, в курсе 4 — австралиец John Sheppard), в ней основное внимание уделялось теоретическим аспектам. При этом утренние занятия проводились на английском языке (без какого-либо постоянного перевода), уровень владения которым у казахских слушателей был разным: примерно для трети из них языковой барьер практически отсутствовал, еще треть воспринимала большую часть материала, только у нескольких человек были значительные трудности с английским языком. Правда, в процессе англоязычных занятий основные концептуальные моменты переводились для них на русский язык либо их коллегами по группе, либо русскоязычным ассистентом, в роли которого выступал российский специалист. Кроме того, на этих занятиях присутствовали раздаточные материалы на английском и русском языках, которые обычно подготавливался преподавателями и сотрудниками алматинского офиса американской корпорации "Прагма".

Дневные занятия проводились русскоязычным преподавателем. Они были посвящены закреплению утреннего теоретического материала, разбору практических задач и задания для самостоятельной работы, выданного на предыдущих занятиях. Кроме того, на этих занятиях проводились предварительные тесты и экзамены. Значительное время отводилось и для компьютерных занятий, во время которых студенты средствами Excel решали количественные задачи. Вообще, уверенное владение пакетом электронных таблиц (и компьютером в целом) было одним из необходимых условий успешной сдачи экзаменов. В практике этих экзаменов было несколько примеров, когда слушатели, уверенно зная алгоритм теоретического решения конкретной задачи, не успевали решить ее на компьютере за отведенное время или отступали от верного направления решения из-за технических проблем, связанных с неправильным копированием формул, неправильной расстановкой ссылок на ячейки и т.д.

Сразу по окончании каждого из курсов проводился квалификационный экзамен по программе этого курса. Причем для курса 3 (из-за его объема и сложности) было проведено 2 экзамена: один в середине курса, по итогам первой его половины, второй — по окончании, по итогам второй половины курса. При этом экзаменуемый считался сдавшим курс 3, если набирал нужное количество баллов на каждом из двух экзаменов.

Квалификационные экзамены состояли из двух частей: теоретической и практической. В рамках теоретической части студентам предлагалось выбрать правильную из нескольких альтернатив, посвященных отдельным постулатам практики страхования и актуарной деятельности; продемонстрировать знание актуарной нотации; вывести и интерпретировать актуарную формулу; а также решить количественные задачи, не требующие значительных вычислений. Получавшиеся ответы студенты сдавали в бумажном виде. Вопросы на экзаменах раздавались на русском и английском языках, однако для удобства англоязычных преподавателей от экзаменуемых требовалось отмечать варианты или давать письменные ответы на английской версии задания, даже если ответ давался на русском языке. В этом случае при проверке задания ответ студента переводился на английский язык русскоязычным ассистентом.

Практическая часть состояла из нескольких задач, требовавших значительных вычислений. Необходимо отметить, что использование компьютеров при их решении было необходимо, т.к. эти задачи требовали рутинных вычислений, применения средств копирования, а также являлись многоэтапными и сквозными: они состояли из нескольких более мелких задач, результаты которых использовались в дальнейшем. Решения студенты сдавали в электронном виде. Максимальное количество баллов, начислявшееся за решение каждой из таких задач, было от 5 до 12, при этом допускались промежуточные оценки, в зависимости от количества правильно совершенных итераций при решении задачи.

Продолжительность каждого экзамена составляла 3 астрономических часа. С точки зрения требований дисциплины условия экзамена соответствовали аналогичным условиям для профессиональных экзаменов в Европе и Северной Америке. В процессе экзамена осуществлялся строгий контроль за экзаменуемыми со стороны организаторов экзамена, и необходимо отметить, что никаких эксцессов в этом плане не было.

На этих экзаменах предлагалось от 15 до 30 заданий, каждое из которых оценивалось от 1 до 12 баллов. Максимальное количество баллов, которое было возможно набрать на каждом из экзаменов, равнялось 100. При этом претендент считался сдавшим экзамен автоматически, если он набирал не менее 60 баллов. Однако уровень в 60 баллов не устанавливался жестко до начала экзаменов, а объявлялся как некий предварительный ориентир. В действительности в отдельных случаях минимальный уровень устанавливался чуть ниже: 55-57 баллов. В среднем, каждый экзамен успешно сдавало 35-40% экзаменующихся, что, по признанию англоязычных преподавателей, в общем, соответствует зарубежной практике проведения профессиональных актуарных экзаменов. При этом необходимо отметить, что слушатели проходили подготовку к этим экзаменам, в основном, без отрыва от основной работы: специальных отпусков, освобождений и т.д. практически никто из них не имел. А если учесть, что для успешной подготовки к этим экзаменам, кроме нескольких часов ежедневной работы в аудиториях, требовался и значительный объем самостоятельной работы, то общий результат сдачи этих экзаменов следует признать более чем успешным. Предпосылками для этого стали как высокий уровень математической подготовки большинства слушателей, наличие у них достаточного опыта в страховании, пенсионном обеспечении и смежных специальностях, так и, несомненно, упорная работа в процессе подготовки к экзаменам.

После проверки результатов экзаменов преподавателями окончательный результат (величина проходного балла и список претендентов, ее преодолевших) определялся специальной квалификационной комиссией, в которую, кроме преподавателей, входили представители Национального Банка Республики Казахстан, корпорации "Прагма", казахского общества актуариев. По итогам решения этой комиссии проводилось торжественное вручение аттестатов, во время которого члены комиссии рассказывали лицензиантам, в том числе, и о профессиональной этике актуария.

Надо отметить, что во время первой серии курсов их организатором с казахской стороны выступал Национальный Банк. Однако, видимо, в дальнейшем организационно-методическая часть перейдет к казахскому обществу актуариев, а за Национальным Банком останется лицензирование и последующий контроль за профессиональной деятельностью актуариев.

В качестве вывода, резюмируя результаты анализа опыта Республики Казахстан в организации обучения и аттестации актуариев, хотелось бы отметить следующее. Если сравнить ситуацию в наших странах в области актуарного образования до начала преобразований в Казахстане в этой сфере (например, как это было всего 3 года назад), то Россия находится никак не в худшем положении, чем Казахстан. В нашей стране присутствует достаточное число специалистов, имеющих опыт в актуарной деятельности, знающих и умеющих применять ведущие актуарные технологии. Этими специалистами разработаны проекты соответствующих нормативных актов, необходимых для законодательного усиления роли актуариев в страховании жизни и пенсий, предложены программы обучения актуариев. Далее, в нашей стране доступна учебная литература по актуарной тематике, как на русском, так и на английском языках, которая может быть использована при подготовке к аттестации. Мы специально подчеркиваем этот факт, т.к., например, в Казахстане наблюдается острый дефицит каких-либо учебных материалов по актуарной науке. Кроме того, у участников страхового и пенсионного рынков появляются объективные потребности в применении актуарных технологий для повышения эффективности управления страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами. Наконец, наличие аттестованных актуариев является необходимым условием функционирования цивилизованного рынка страхования и пенсионного обеспечения.

Опыт России и Казахстана показывает, что необходимым (если не первейшим) условием успешного развития актуарной деятельности является заинтересованность соответствующих регулирующих органов в формировании развитого рынка страховых и пенсионных услуг, одним из профессиональных участников которого должен быть аттестованный актуарий. Автор, наряду с большинством российских актуариев, надеется, что в скором времени и в нашей стране будут сформированы все условия для организации подготовки и аттестации актуариев на уровне ведущих государств мира, что является важнейшей предпосылкой для повышения статуса актуарной профессии.


смотреть комментарии (0)

Развитие актуарной деятельности в Казахстане 

Об участии российских актуариев в обучении и аттестации актуариев в республике Казахстан 

Профессия актуария в Армении 

Исследование проблемы пенсионной реформы на примере Казахстана 

Правила осуществления актуарной деятельности Республики Казахстан 

Актуарная деятельность в Узбекистане 

Профессия актуария в Украине 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом