главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?
  • Выпуск 6
    • Методология актуарной экспертизы

Методология актуарной экспертизы


Баскаков В.Н.
Шеф-редактор.


При кризисных процессах, сопровождающихся ухудшением экономической и социально-демографической обстановки и другими подобными явлениями, периодически возникающими в нашей стране, сложность выбора эффективных решений резко возрастает, постоянно требуется объективная оценка сложившейся ситуации и поиск рациональных решений существующих проблем. В этой связи возникает закономерный вопрос. Действительно ли общество, находящееся в условиях непрерывных социально-экономических изменений, обречено реагировать на порождаемые ими риски с запаздыванием, тогда, когда они уже обозначились более или менее отчетливо? Представляется, что сегодня вполне уместно поставить вопрос об упреждающем реагировании, которое начинается не после того, а до того, как риск становится очевидным. Возможность такого упреждающего реагирования в сфере страхования обусловлена следующим:

1. Любые страховые схемы и технологии являются источником рисков для различных субъектов страхования, будь то страхователь, страховщик или застрахованный, причем эти риски, как правило, известны априори.

2. Часто эти риски и обусловленные ими негативные последствия оказываются непредвиденными не в силу принципиальной невозможности их прогнозирования, а в силу того, что на стадии разработки нормативных и правовых документов, регламентирующих данный вид страхования, не были предприняты соответствующие усилия.

Из этого можно сделать вывод, что сегодня, в условиях кардинальной реформы пенсионной системы страны, да и всей системы социального страхования в целом, необходима особого рода систематически организованная деятельность, направленная на прогнозирование вновь возникающих рисков, связанных с введением новых и эксплуатацией старых страховых схем и технологий, заключающаяся в предваряющем комплексном анализе как законопроектов, так и проектов постановлений и решений органов законодательной и исполнительной власти в сфере страхования и пенсионного обеспечения. На наш взгляд, ядром такой деятельности должна стать актуарная экспертиза, как неотъемлемая часть общей экспертизы (юридической, экологической, гендерной и т.д.) проектов решений органов государственной власти. Поэтому общие методические подходы и средства, наработанные при проведении такой экспертизы, с соответствующими модификациями применимы и для проведения актуарной экспертизы. Однако актуарная экспертиза имеет специфические концептуальные и методологические особенности, которые еще требуют дальнейшего осмысления и развития.

Актуарная экспертиза связана с комплексным анализом законодательства и решений Правительства в области заданного вида/подвида страхования и изучением полноты и согласованности, регламентируемых ими сквозных страховых технологий, которые и являются основным объектом актуарной экспертизы. При этом особое внимание уделяется корректности применяемых актуарных методов и исходной статистической информации, используемых для расчета страховых тарифов, резервов и т.д., а также анализу(1) действующей или вновь разрабатываемой нормативно-правовой базы на предмет выявления порождаемых ею основных финансовых и социальных рисков субъектов пенсионного страхования и возможности ослабления их воздействия.

Заказчиками актуарной экспертизы могут быть органы государственной власти и управления, учреждения, организации и предприятия различных форм собственности, а также объединения граждан, обращающиеся к такой экспертизе. В зависимости от юридического статуса заказчика следует различать государственную актуарную экспертизу и общественную. Государственную актуарную экспертизу проводят по поручению федеральных и региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления, а общественную — по инициативе общественных объединений, трудовых коллективов или отдельных граждан.

Заказчики могут взаимодействовать с экспертами непосредственно или через организаторов экспертизы. В качестве организатора актуарной экспертизы должна выступать специализированная организация, учреждение, предприятие и/или специально организованная рабочая группа продуктивно взаимодействующих между собой экспертов. Организаторы экспертизы осуществляют весь комплекс организационно-методического и технического обеспечения экспертизы.

Актуарную экспертизу страховых технологий можно классифицировать по разным основаниям, например, по времени проведения (предваряющая и после принятия соответствующих законов) или по порядковому номеру (первичная и повторная).

Характерной особенностью актуарной экспертизы является то, что решаемые ею задачи, как правило, носят комплексный характер, то есть лежат на стыке различных областей человеческой деятельности — они не являются ни сугубо экономическими, ни сугубо социальными, а включают в себя и финансовые, и демографические, и медицинские, и гендерные, и иные составляющие. Это создает дополнительные сложности в организации и проведении актуарной экспертизы, поскольку в России до настоящего времени нет такой отдельной сферы деятельности и такого отдельного института(2) , который замыкал бы на себе все эти проблемы. Именно поэтому в число возможных организаторов актуарной экспертизы не включены отдельные эксперты — сложно представить себе человека, обладающего необходимым комплексом знаний и способного в ограниченные сроки провести столь значительную по объему работу.

Актуарная экспертиза носит междисциплинарный характер. В первую очередь это связано с тем, что само страхование является междисциплинарной сферой деятельности. К числу дисциплин, имеющих прямое отношение к страхованию, относятся не только экономические и финансовые дисциплины, но также и демография, геронтология, медицина, охрана труда, право и т.д. Поэтому актуарная экспертиза страховых технологий, включающих помимо самого процесса страхования также и его взаимосвязи с социально-экономической средой и субъектами страхования, должна проводиться группой экспертов, имеющих высокую квалификацию, специальные навыки, знания и профессиональный опыт в соответствии с поставленной экспертной задачей. К таким экспертам, прежде всего, относятся актуарии, как специалисты, аккумулирующие в себе знания математики, умение моделировать и рассчитывать риски, а также знания экономики, финансов и законов. В ряде случаев для проведения актуарной экспертизы страховых технологий должны привлекаться специалисты в смежных областях. Профессиональный состав экспертов будет зависеть от цели и задач актуарной экспертизы, а также вида страхования, определяющего конкретную страховую технологию.

Если говорить о пенсионной системе страны, следует отметить, что актуарная экспертиза такой системы — сложная, многопараметрическая задача, связанная с долгосрочным прогнозом ряда параметров и анализом финансовых, демографических, инвестиционных и иных рисков, имеющих вероятностную природу. Целью актуарной экспертизы является оценка пенсионной системы страны с точки зрения удовлетворения потребностей населения и финансовой устойчивости и эффективности системы в целом. Базовым элементом актуарной экспертизы является анализ присущих системе рисков/неопределенностей. Его результаты являются основой для количественного анализа, а также для разработки предложений по снижению (смягчению последствий) выявленных рисков. В актуарной экспертизе как риски, так и способы воздействия на них, рассматриваются в долгосрочной перспективе.

В основе проведения актуарной экспертизы лежит актуарный контрольный цикл. Основными стадиями актуарного контрольного цикла, адаптированного к проведению актуарной экспертизы пенсионной системы России являются:

0. Предварительный этап. — Он заключается в изучении общей экономической, коммерческой и социально-демографической среды, в которой действует пенсионная система Российской Федерации, т.е. в изучении "контекста" актуарной экспертизы.

1. Постановка проблемы. — Основным содержанием данного этапа является идентификация и оценка рисков всех сторон, участвующих в процессе страхования, определение влияющих на риски факторов, возможностей снижения/перераспределения рисков. По результатам анализа рисков конкретизируются задачи экспертизы и устанавливаются критерии оценки получаемых результатов.

2. Решение задачи. — Основной задачей актуарной экспертизы пенсионной системы страны является оценка ожидаемых результатов работы системы с точки зрения заинтересованных сторон. На этом этапе актуарий изучает возможность применения существующих моделей для решения стоящих перед ним задач и, при необходимости, корректирует их и/или разрабатывает новые. После этого актуарий анализирует имеющиеся исходные данные (демографические, макроэкономические и т.д.) и устанавливает значения параметров модели, часто с использованием неформальных методов, поскольку точные величины многих параметров, особенно связанных с прогнозированием будущего, определить невозможно.

3. Мониторинг. — Следующим этапом актуарной экспертизы является мониторинг показателей, связанных с пенсионной системой. На этом этапе решается проблема обобщения фактического опыта функционирования системы и сравнение его с предполагаемым. Результаты мониторинга могут привести к необходимости уточнения постановки задачи и/или способов ее решения. В результате участники работы возвращаются к уточнению вышеуказанных этапов работы, и контрольный цикл замыкается. Важным элементом мониторинга является также идентификация причин отклонения фактического опыта от предполагаемого.


(1) Такой анализ, как правило, проводится для ряда возможных сценариев изменения окружающей социально-экономической среды в долгосрочной перспективе.

(2) Государственный Центр актуарных расчетов до настоящего времени не создан, хотя Программой пенсионной реформы срок его создания был определен весьма жестко — июль 1998 года.


смотреть комментарии (0)

Тема номера 

Новости. Объявления. 

Методология актуарной экспертизы 

Актуарная экспертиза пенсионной системы России 

Российская аналитическая пенсионная модель 

Информационное обеспечение страхового рынка 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом