главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?
04.04.2008

Отзыв Гильдии актуариев на законопроект "Об актуарной деятельности"

Общие замечания

Представленный законопроект определяет главной составляющей актуарной деятельности проведение оценки определенных объектов, а самого актуария – как независимого частного предпринимателя.

Предполагается, что актуарии должны входить в СРО, а СРО объединяться в Национальный Совет.

Также законопроект фактически утверждает, что актуарий несет финансовую ответственность за свои действия, и для этого создается гарантийный фонд и проводится страхование профессиональной ответственности.

Вообще большую часть законопроекта составляет общее описание функционирования СРО, без привязки к сути работы актуария.

При этом законопроект проповедует соблюдение международных стандартов и следование международной практике.

Поэтому следует обратиться к этим стандартам, а также сложившейся в России и в мире практике.

На самом деле

  •  Актуарная профессия насчитывает более 150 лет истории на международном уровне, и более 13 лет на современном российском рынке.
  • Актуарная деятельность заключается в проведении расчетов и оценивании параметров сделок финансового характера, где платеж зависит от некоторого события, имеющего вероятностную природу. 
  • Актуарная функция изначально являлась неотъемлемой составляющей деятельности страховой организации, но в современной экономике встречается не только в страховании: в банках, инвестиционных компаниях, в организациях государственной системы здравоохранения, государственного и негосударственного пенсионного обеспечения, социальной защиты актуарная деятельность осуществляется на регулярной основе.
  • Существует два аспекта исполнения актуарных функций – расчетная и верификационная. В первом случае речь идет о  проведении расчетов с целью решения конкретных задач, а во втором – о проверке правильности и адекватности оценки тех или иных параметров деятельности организации (страховой компании, пенсионного фонда, органа социальной защиты, другого финансового учреждения). Первый аспект является превалирующим в работе актуария. 
  • Актуарий, как правило, это сотрудник организации, участвующий в ее основной деятельности,  а не независимый предприниматель, осуществляющий разовые работы по оценке каких-то объектов, как это обговаривается в Законопроекте.  
  • Только небольшая часть актуариев (так называемые назначенные актуарии) привлекается для исполнения оценочных функций по отношению к результатам деятельности страховой организации или пенсионного фонда. В крупных компаниях эту роль выполняют штатные главные актуарии, средние и мелкие привлекают внешних консультантов.
  • Необходимо дифференцировать актуариев по степени ответственности и соответственно по предъявляемым к ним требованиям: тем, кто имеет право подписывать актуарные заключения (ответственный актуарий), и актуариев, занимающихся актуарной деятельностью без права подписи. В рассматриваемом проекте закона под актуариями по сути понимаются только ответственные актуарии.
  • Актуарная профессия насчитывает более 150 лет истории. В настоящий момент она носит глобальный характер. С 1895 года существует Международная актуарная ассоциация, которая является объединением актуарных сообществ отдельных стран (допускает только коллективное членство). Актуарием считается лицо, являющееся членом любого из национальных обществ, если оно входит в Международную актуарную ассоциацию. МАА требует от каждой входящей в нее ассоциации соблюдения единых стандартов, которые касаются:

      • Системы обучения и квалификации
      • Правил профессионального поведения
      • Правил применения дисциплинарных мер к нарушителям Правил поведения

К традиционным задачам актуария относятся

  • Тарификация
  • Резервирование 
  • Отслеживание соотношения активов и обязательств
  • Оценка убыточности по видам страхования
  • Оценка достаточности пенсионных резервов
  • Оценка маржи платежеспособности
  • Проведение актуарных расчетов в области социальных систем (пенсионной, медицинской, социального страхования и т.д.)

 Дополнительные задачи, где высока степень вовлечения актуариев:

  • Определение уровня собственного удержания при перестраховании
  • Координация работ по формированию базы данных договоров и убытков
  • Формирование систем оплаты труда агентов и продавцов
  • Определение результата деятельности подразделения (вида, страхования, региона)
  • Финансовое планирование и прогнозирование
  • Совершенствование действующих и разработка новых страховых продуктов
  • Экономическое обоснование изменений, вносимых в документы, явившиеся основание для выдачи лицензий

Численность актуариев относительно других профессий невелика. В частности, самая многочисленная актуарная организация России – Гильдия актуариев – насчитывает около 140 человек, что уже составляет, по нашим оценкам, 70% лиц, выполняющих актуарную функцию в страховых компаниях и пенсионных фондах.

Актуарная деятельность не может приводить к его имущественной ответственности за правильность расчетов.  Требование полной имущественной ответственности актуарий абсурдно, так как все его расчеты носят вероятностный характер. Иначе, например, актуарий должен отвечать за неплатежеспособность страховой компании, для которой он рассчитывал резервы, заменив тем самым акционера. В таком случае гарантийный фонд объединения актуариев должен быть равен совокупному капиталу всех страховых компаний России.

Выводы

  • Законопроект не соответствует ни международным стандартам, ни отечественной практике применения актуариев в экономике. Приравнивание актуариев к независимым оценщикам, скажем, имущества, некорректно и неправильно.
  • Структура построения системы СРО в проекте избыточна по отношению к количественному   составу актуариев. Законопроект выстраивает сложную двухуровневую конструкцию для группы максимум 200 человек. Реализация положений проекта приведет актуариев к созданию искусственной бюрократической системы.
  • Положения о гарантийных фондах и страхование ответственности для актуариев не имеют смысла. Поэтому все упоминания о гарантийных фондах и страховании ответственности актуария следует исключить из проекта.
  • Принятие этого закона вопреки указанным в пояснительной записке к нему целям размоет понятие актуарной профессии и дезориентирует общество относительно функций и статуса актуария. А отсутствие в законе четких требований к актуариям и другие недостатки открывает возможность получить этот статус просто через оплату гарантийного взноса и прохождения каких-то подготовительных курсов

Таким образом, принятие закона «Об актуарной деятельности» в предложенном виде оказывается «мнимой» заботой государства об актуарной профессии.

В целом вызывает сомнение необходимость принятия общего закона об актуарной деятельности: требуются отдельные поправки к отраслевым законам (о страховой деятельности, НПФ), а также разработка отраслевых нормативных актов, которые и будут регулировать деятельность актуариев.

В качестве такого примера можно рассматривать законопроект № 300753-4 Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»».

Если же продолжать линию по принятию отдельного закона, то он требует коренной переработки. В таком случае Гильдия актуариев готова принять самое активное участие в данной работе.

  

Владимир Новиков 
Председатель правления гильдии актуариев
14 марта 2008 года



смотреть комментарии (0)

Группа компаний ИААК (IAAC) является одним из крупнейших консультантов в сфере оказания актуарных услуг в области страхования, пенсионного обеспечения, различных систем социального страхования.
В группу входят некоммерческая организация «Независимый актуарный информационно-аналитический центр» (АНО НААЦ), универсальная консалтинговая компания «Международная актуарная компания» и
совместное российско-сербское предприятие "International Actuarial Advisory Company - Balkan" (Белград, Республика Сербия).

Компании группы реализуют исследовательские проекты и предоставляют прикладные актуарные услуги государственным, региональным и местным органам власти, предприятиям, страховым и финансовым компаниям, негосударственным пенсионным фондам, профессиональным сообществам. 

Эксперты группы проводят независимые аналитические исследования социально-экономических процессов на общенациональном, региональном и местном уровнях, осуществляют актуарную экспертизу законопроектов и нормативных актов в социальной сфере, прежде всего, в области социального страхования. 

Компании ИААК осуществляют исследовательскую работу по анализу современного состояния и перспективам развития страхового рынка и его отдельных сегментов, негосударственного пенсионного обеспечения, занимаются разработкой необходимых для этого математических моделей и программ.

Помимо исследований в области страхования, пенсионного обеспечения и социального страхования, сотрудники компаний оказывают консультационную помощь страховым компаниям, негосударственным пенсионным фондам, предприятиям по всем вопросам, требующим участия специалистов – актуариев.

тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31, факс: +7 (495) 653-15-38
e-mail:
Chief@Actuaries.ru

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом