главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?
  • Выпуск 5
    • Гендерные проблемы новой пенсионной системы

Гендерные проблемы новой пенсионной системы


М.М. Карагодин
кандидат экономических наук,
заместитель руководителя
Департамента социальной сферы
Министерства экономического развития и торговли РФ


Пенсионная система, как социально-экономическая система, связана с демографическими процессами, происходящими в стране. По существу, в пенсионную систему включено большинство населения страны. С одной стороны, это работающее население, которое в процессе своей трудовой деятельности создает финансовую основу для функционирования пенсионной системы; с другой стороны, это неработающее население, получающее пенсии.

Пенсионная система — это инерционная система. Формирование и исполнение обязательств в ней идет многие годы. Поэтому для обеспечения устойчивого развития этой системы большое значение приобретает объективная оценка тенденций социально-экономического развития страны, в том числе и складывающейся демографической ситуации.

В ходе выработки концептуальных подходов к пенсионной реформе делался долгосрочный прогноз баланса пенсионной системы. С учетом долгосрочного демографического прогноза проводились расчеты сбалансированности его доходной и расходной частей. Сделанные при этом выводы легли в основу новой пенсионной системы.

Каковы основные проблемы старой пенсионной системы? Их две; низкий уровень пенсий и отсутствие дифференциации. У этих проблем есть свои причины. Прежде всего, это общий уровень экономического развития нашей страны. Однако у пенсионной системы есть и свои внутренние проблемы. И главная причина ее финансовой неустойчивости состоит в том, что процесс формирования доходов оторван от процесса формирования обязательств. И это важнейшая задача, которую предстоит решить в процессе реформирования пенсионной системы.

Как известно, новая пенсионная система состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая пенсия — это фиксированная сумма выплат, цель которой обеспечить минимальный уровень гарантий вне зависимости от того, сколько человек проработал и какой уровень оплаты у труда был у него в период работы. Основная часть пенсии — страховая. Она будет зависеть от продолжительности работы пенсионера и его заработка. Однако здесь, в отличие от старой пенсионной системы, принципиально изменится механизм финансирования пенсий. Размер пенсий будет зависеть не просто от трудового стажа и уровня оплаты труда того или иного работника, а от объема платежей, который работодатель произведет за работника. То есть от суммы уплаченных работодателем взносов. Таким образом, будет формироваться пенсионный капитал каждого работника. В этом смысл страховой компоненты новой пенсионной системы. Конечно, существует проблема с ранее накопленными правами. Она будет решена в законодательном порядке.

Третья составляющая новой пенсионной системы — накопительная. В ней также суммируются платежи, которые осуществляются в пользу работника. Но, в отличие от страховой части, эти средства не расходуются на выплату пенсий в текущем периоде, а инвестируются в экономику. Таким образом, к концу трудовой деятельности или к тому моменту, когда наступает право на получение пенсии, у работника образуется некоторая сумма индивидуальных пенсионных накоплений.

Размер как страховой, так и накопительной частей пенсии определяется путем деления накопленных средств на средний период выплаты пенсии. Для страховой пенсии в проекте закона этот период определен в 19 лет. Размер накопительной части пенсии должен определяться на основе актуарных расчетов. Расчетная продолжительность жизни в данном случае будет устанавливаться ежегодно отдельным законом.

Какие же проблемы позволяет решить новая трехуровневая пенсионная система?

· Во-первых, она позволяет защитить интересы работников, имеющих непродолжительный стаж работы, а также низкую заработную плату. Базовая пенсия гарантирует им определенный уровень выплат. Пока для 2002 года он определен на уровне 660 рублей. Возможно, в ходе обсуждения в Государственной Думе ее размер изменится.

· Во-вторых, страховая часть пенсии позволяет реализовать степень участия работника в трудовой деятельности, т.е. ее продолжительность и размер получаемой им заработной платы.

Что касается накопительной части пенсии, то у нее специфическая функция. Она должна помочь компенсировать те неблагоприятные демографические тенденции, которые, согласно всем прогнозам, ожидают нашу страну. Связано это с ростом нагрузки на трудоспособное население, то есть постепенным увеличением отношения численности пенсионеров к численности работающего населения. При фиксированном размере платежей это может привести к относительному снижению уровня пенсионных выплат. Абсолютный размер пенсий может изменяться по-разному, это зависит от общеэкономической конъюнктуры, а относительное снижение уровня пенсий будет происходить безусловно. В целях компенсации этих неблагоприятных тенденций и формируется накопительный элемент пенсионных выплат. В первые годы они будут иметь незначительные размеры и играть несущественную роль, да и сами выплаты начнутся, скорее всего, лет через десять. В то же время, доход, полученный от инвестирования этой части пенсионных средств, должен компенсировать недостаточно быстрый рост ресурсов пенсионной системы.

Новая пенсионная система несколько трансформирует ситуацию в отношении полов. Так, действующая в настоящее время пенсионная система, в силу низкого уровня предоставляемых ею пенсий и отсутствия их дифференциации, практически уравняла между собой мужчин и женщин. С новой пенсионной системой дело обстоит несколько иначе. Как известно, в соответствии с действующим пенсионным законодательством, женщины выходят на пенсию на пять лет раньше мужчин: в 55 лет и 60 лет соответственно. Эта норма сохранена и в новом пенсионном законодательстве. Но поскольку в новой пенсионной системе пенсионный капитал будет формироваться на накопительных принципах, то, имея меньшую продолжительность работы, т.е. раньше выходя на пенсию, женщины, при прочих равных условиях, не успеют накопить такой же пенсионный капитал, как и мужчины. Если при этом учесть, что по оценкам экспертов у женщин средняя заработная плата на 20-30% ниже, чем у мужчин, то легко предположить, как эти обстоятельства отразятся на размерах пенсионного капитала, а следовательно, и самих пенсий.

Правда, законодательство предполагает равную продолжительность жизни на пенсии для женщин и мужчин, что позволит несколько сгладить ситуацию, поскольку средняя продолжительность пребывания женщин на пенсии больше, чем у мужчин — как в силу более раннего выхода на нее, так и в силу большей продолжительности жизни. Установление дифференцированного периода дожития привело бы к еще более существенному разрыву в размерах пенсий у женщин и мужчин. Введение единого периода дожития позволит осуществлять перераспределение пенсионных ресурсов от мужчин к женщинам.

Тем не менее, более низкая заработная плата, а, следовательно, и отчисления, делающиеся с нее, а также меньший трудовой стаж, безусловно, отразятся на пенсиях, получаемых женщинами.

По существу, это цена за отказ от уравнительного подхода к назначаемым пенсиям. Весь сформированный работником пенсионный капитал будет трансформирован в получаемую им пенсию. Новое законодательство не предполагает устанавливать какие-либо потолки или предельные значения для выплачиваемых пенсий. Границы дифференциации пенсий будут увеличиваться. Это будет происходить постепенно, по мере развития новой пенсионной системы, поскольку старые права будут пересчитаны по правилам действующей пенсионной системы, а она большой дифференциации не предполагает. Права в новой пенсионной системе будут формироваться в жесткой взаимосвязи с размером уплачиваемых взносов, то есть с уровнем заработной платы. Это и должно привести к росту дифференциации размеров пенсий. Следствием этого процесса станет увеличение разрыва между размерами пенсий у мужчин и женщин в силу обозначенных выше причин.

Здесь необходимо отметить тот факт, что женщины имеют возможность увеличить свой пенсионный капитал, а, следовательно, и размеры своей пенсии, если откажутся от выхода на пенсию в 55 лет, а будут также, как и мужчины, выходить на нее в 60 лет.


смотреть комментарии (0)

Тема номера 

Новости 

Гендерные проблемы новой пенсионной системы 

Состояние условий труда: гендерный аспект 

Пенсии по старости для участников профессиональной пенсионной системы 

Гендерная асимметрия пенсионной системы 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом