главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Исследования гендерных пенсионных систем за рубежом


В заключение хочется добавить, что проблемы создания полноценной актуарной статистики в действительности существенно шире, чем информационное обеспечение пенсионной системы России. Не следует забывать, что потребителями актуарной статистики также должны стать Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, страховые компании. Именно поэтому создавать актуарную статистику надо объединенными усилиями всех заинтересованных сторон.

В последнее время в развитых странах заметно возрос интерес к гендерным проблемам пенсионного обеспечения. И это не случайно. Широкое распространение по всему миру получила феминизация бедности в старших возрастах, и по оценкам специалистов, если не предпринимать специальных мер, данная проблема будет усугубляться в дальнейшем (2). Так, например, в 1996 г . в США женщины составляли 71% бедных престарелых. Для многих из них социальные пособия, а не трудовые пенсии являлись единственным источником существования. Те женщины, которые сумели заработать себе право на трудовые пенсии, получали в 2 с лишним раза меньше, чем мужчины (3). Исследования показывают, что в других странах наблюдается сходная картина (4).

В связи с этим в промышленно развитых странах вокруг гендерных проблем пенсионного обеспечения и развернулись активные дискуссии. Исследователями все чаще высказываются идеи о необходимости реформирования систем пенсионного обеспечения для достижения их гендерной нейтральности.

Дело в том, что в экономически развитых странах пенсионная система до сих пор базируется на принципах, соответствующих традиционной модели семьи с мужем-кормильцем и женой-домохозяйкой. Она ориентирована на работника с мужским профилем занятости, для которого характерна работа в сфере оплачиваемой занятости на постоянной основе полный рабочий день.

Однако на сегодняшний день многие женщины работают вне дома как оплачиваемые работники. Необходимость совмещать домашние обязанности с работой оказывает определенное воздействие на их профессиональную занятость на рынке труда. В развитых странах для женщин характерна высокая концентрация на низкооплачиваемых, временных работах, работах в режиме неполной рабочей недели, перерывы в занятости, связанные с уходом за детьми, престарелыми и нетрудоспособными. На перечисленные особенности женской занятости накладываются особенности устройства современной системы пенсионного обеспечения, что приводит впоследствии к недостаточному охвату женщин пенсионным обеспечением, низкому уровню пенсионных выплат.

Несмотря на успехи политики равных возможностей мужчин и женщин, проводимой в западных странах и в значительной степени способствующей более равномерному распределению семейных обязанностей, особенности женской занятости в ближайшем будущем сохранятся. Поэтому специалисты и предлагают подойти к решению проблем пенсионного обеспечения женщин через изменение пенсионной системы. Они считают, что без ее приспособления к особенностям женской занятости, ее реформирования с учетом гендерных ролей мужчин и женщин решить указанную проблему невозможно. Без этого невозможна и реализация принципа равенства прав и возможностей мужчин и женщин в пенсионном обеспечении.

Все исследования по реформированию пенсионных систем с целью достижения ими гендерной нейтральности можно условно разделить на два направления. В рамках одного из них исследователи отстаивают необходимость реформирования пенсионных систем с учетом вклада женщин в экономическое развитие в виде неоплачиваемого домашнего труда. В рамках другого - проводится анализ отдельных недостатков современных пенсионных систем с точки гендерной нейтральности и поиск путей их корректировки с учетом различных гендерных ролей мужчин и женщин.

Развитие первого направления связано с появлением в 70-х гг. и активной разработкой специалистами ООН концепции участия женщин в экономическом развитии.

Сторонники данной концепции настаивают на необходимости если не вознаграждения, то по крайней мере оценки и учета "невидимого" женского труда - труда в домашнем хозяйстве. Они считают, что не существует никаких объективных причин считать трудом только оплачиваемый труд, и всякая общественно-полезная деятельность имеет право на признание и должна рассматриваться как вклад в экономическое развитие. Женщины, трудясь в домашнем хозяйстве, выполняют общественно-полезную работу, способствующую росту благосостояния, поэтому они имеют право и на признание своего вклада в это благосостояние и на получение его части, в том числе и в виде достойного уровня пенсионного обеспечения. Кроме того, успешная оплачиваемая деятельность мужчин на рынке труда - результат "совместного производства", и значительная ее часть была бы невозможной, если бы женщина не оставалась дома для ухода за детьми, нетрудоспособными и домашним хозяйством (5).

Такой взгляд на место женщин в экономическом развитии активно отстаивается в многочисленных документах ООН и давно стал ее официальной концепцией. Однако от развития концепции до ее реализации в конкретных практических мероприятиях путь неблизкий. По этой причине огромная часть трудовых затрат вне сферы оплачиваемой занятости до сих пор остается в большинстве стран мира непризнанной и неоцененной.

По исследованиям ООН масштабы такой недооценки могут быть весьма значительными. Так, по имеющимся для 13 промышленно развитых стран данным в 1992 г ., минимальная величина неучтенного в СНС продукта, произведенного женщинами в домашнем хозяйстве, соответствовала 46% ВВП в Финляндии, максимальная же составляла 86% в Австралии. Что касается глобального уровня неоцененного вклада женщин в экономику, то, по примерным оценкам специалистов, он соответствует величине, равной почти половине мирового производства. Если бы неоплачиваемая деятельность женщин рассматривалась как рыночные операции и оценивалась по превалирующим рыночным ставкам, то для ее оплаты потребовалась бы колоссальная сумма, равная 22 трлн. американских долларов (6).

Оценка вклада женщин в развитие, как справедливо замечают многие исследователи, не сводится только к вопросу о социальной справедливости. Она связана с решением проблемы социального статуса женщины в обществе. Поскольку социальный статус человека определяется его способностью зарабатывать деньги (а точнее платить их), женщины, принимая на себя бремя неоплачиваемого труда в домашнем хозяйстве и по этой причине не имея возможности уделять достаточно времени работе на рынке труда, оказываются на более низких ступенях социальной иерархии по сравнению с мужчинами.

Если бы неоплачиваемый труд женщин оценивался и оплачивался надлежащим образом, многие из них оказались бы основными "кормильцами" в семье или, по крайней мере, могли бы рассматриваться таковыми в равной степени с мужчинами. Доказательством этому может служить следующий факт, выявленный специалистами ООН: женщины тратят на трудовую деятельность (если под таковой понимать всю трудовую деятельность, как оплачиваемую, так и неоплачиваемую) больше времени, чем мужчины. В промышленно развитых странах на них приходится 51% затрат времени, а в развивающихся - 53% (7).

Идея учета неоплачиваемого женского труда как вклада в благосостояние навела исследователей, занимающихся проблемами пенсионного обеспечения, на мысль о его учете при расчете пенсий. В частности предлагается ввести новую форму пенсионного обеспечения - "пенсию домохозяйки". Интересно, что подобные идеи не остаются незамеченными разработчиками государственной социально-экономической политики. Например, в Канаде с 1981 г . специальными государственными структурами ведутся поиски путей ее реализации в пенсионном обеспечении (8).

Следует отметить, что идея пенсионного обеспечения для домохозяек неоднозначно оценивается специалистами. Критики этой идеи находятся даже среди ученых, исповедующих феминистические взгляды (наиболее радикально настроенной их части - тех, кто рассматривает малейший перерыв в оплачиваемой занятости для работы в домашнем хозяйстве как безусловное зло). В качестве основного аргумента они выдвигают тезис о том, что введение пенсии для работающих в домашнем хозяйстве стимулирует женщин к отказу от работы на рынке труда в пользу ведения домашнего хозяйства. Это способствует дальнейшему закреплению за женщинами и мужчинами нежелательных социальных ролей: ролей женщины-домохозяйки и мужчины-добытчика материальных благ (9).

Однако эта идея имеет и достаточно сторонников, хотя они с первых же шагов по ее разработке натолкнулись на ряд трудноразрешимых вопросов. Особенно острые дискуссии развернулись вокруг следующих вопросов: Какие формы домашнего труда следует учитывать при расчете пенсий? Как оценивать неоплачиваемый труд? Какова должна быть величина взносов в пенсионную систему, величина пенсии домохозяйки? Какие категории работающих в домашнем хозяйстве должны наделяться правом на ее получение? Кто должен платить взносы в пенсионную систему? Однако специалистам не удалось пока найти однозначные ответы на эти вопросы.

Невозможность прийти к консенсусу при их решении - не единственный и не основной тормоз введения пенсионного обеспечения для трудящихся в домашнем хозяйстве. На современном этапе социального развития главные препятствия, по единодушному мнению специалистов, - это огромные финансовые затраты, связанные с реализацией этой идеи, и неготовность общества, вся культура которого пронизана патриархальными ценностями, признать значимость домашнего труда.

Платить за замечательное торжество справедливости в виде пенсий выполняющим общественно-полезный неоплачиваемый труд в домашнем хозяйстве придется тому, кто пользуется его плодами, т.е. государству, работодателям, и работающим на рынке труда членам домашних хозяйств. А это означает, что обеспечение престарелых домохозяек пенсиями основным бременем ляжет на рядового налогоплательщика. Ожидать активного одобрения такого решения, как справедливо замечают исследователи, не приходится. Если, например, мужа неработающей на рынке труда женщины можно убедить в том, что он должен платить дополнительные взносы в пенсионную систему, потому что пользуется результатами труда домохозяйки, то объяснить работникам, все члены семьи которых заняты оплачиваемым трудом, или одиноким работникам, почему они должны расставаться с частью честно заработанного дохода ради того, чтобы кто-то "ничего не делал", оставаясь в домашнем хозяйстве, гораздо сложнее.

Однако это не останавливает сторонников реформирования пенсионной системы с целью уменьшения ее гендерной асимметрии в их поиске приемлемых путей решения всего круга возникающих проблем. Они считают, что, хотя идея рассмотрения продукта неоплачиваемого труда как части благосостояния пока не реализована в области пенсионного обеспечения, она вполне жизнеспособна и, вероятно, может быть реализована в будущем. Во всяком случае, на сегодняшний день существуют прецеденты ее реализации в других областях, в частности в судебной практике.

Так, например, в Канаде в случае насильственной смерти одного из членов семьи, в сумме компенсации утерянного дохода, на которую могут получить право оставшиеся в живых члены семьи, учитывается не только денежный доход, вносившийся умершим в семейный бюджет, но и стоимость выполнявшегося им домашнего труда (10).

Что касается второго направления исследований гендерных проблем систем пенсионного обеспечения, то в рамках него весьма скрупулезно исследуются особенности устройства современных пенсионных систем в разных странах, закрепляющих неравные возможности мужчин и женщин в пенсионном обеспечении. Среди этих особенностей наиболее часто называются 1) специальные правила, препятствующие вступлению женщин в систему пенсионного обеспечения, 2) установления, затрудняющие доступ к пенсионному обеспечению для тех, кто уже стал участником пенсионной системы, 3) особенности порядка расчета пенсий. Приведем конкретные примеры.

Во многих странах существует правило, ограничивающее доступ к пенсионному обеспечению лиц, работающих менее определенного количества часов в неделю или получающих заработок менее установленного минимума. Существование порогового значения количества отработанных часов и минимальной заработной платы характерно как для национальных пенсионных систем, так и для систем на уровне компании. Установление подобных правил способствует вытеснению за пределы системы пенсионного обеспечения достаточно большого числа работников, занятых неполный рабочий день или временно незанятых.

Поскольку именно для женщин характерна непропорционально высокая концентрация на низкооплачиваемых работах и работах с частичной занятостью, а также экономическая неактивность, ограничения отрицательно сказываются прежде всего на их положении. Так, по оценкам специалистов, в странах ЕС в 1994 г . женщины составляли более 80% работающих неполный рабочий день, а к категории экономически неактивного населения относилась почти половина женщин трудоспособного возраста, тогда как соответствующий показатель для мужчин составлял всего 21% (11).

Однако даже высокие заработки и полная занятость отнюдь не всегда и не везде гарантируют женщинам и мужчинам равный доступ к пенсионному обеспечению. Кроме перечисленных препятствий, способствующих исключению женщин из пенсионной системы, существуют препятствия другого рода: препятствия, которые мешают в приобретении права на получение пенсии тем, кто уже стал участником пенсионной системы. Речь в данном случае идет об установлении минимального периода уплаты страховых взносов (непрерывного трудового стажа), необходимого, чтобы получить право на пенсионные выплаты в старших возрастах.

Длина данного периода различается в разных странах и пенсионных системах. Например, в Бельгии минимального периода уплаты страховых взносов вообще не существует, в Германии он составляет 5 лет, в Великобритании 10 лет для женщин и 11 для мужчин, в Австрии, Испании, Поругалии 15 и в Италии 16 лет. Очевидно, что чем длиннее минимальный страховой период, тем тяжелее женщинам приобрести право на получение пенсии, поскольку в их случае трудовая деятельность часто прерывается на рождение и воспитание детей, уход за больными и престарелыми. Однако, справедливости ради надо заметить, что в некоторых странах перерывы в занятости связанные с уходом за детьми учитываются в непрерывном стаже как время работы (так называемое "кредитование женщин") (12).

Минимальный страховой период не только приводит к исключению женщин из круга получающих пенсии, но и к прямым финансовым потерям с их стороны: внесенные платежи в пенсионную систему не возвращаются тем, кто не "доработал" до окончания страхового периода.

Третий тип особенностей устройства пенсионной системы, оказывающих негативное воздействие на возможности женщин в получении пенсионного обеспечения, - порядок подсчета пенсий - способствует низкому уровню пенсий, получаемых женщинами. При подсчете уровня пенсии огромное значение имеет то, какой период трудовой жизни берется за основу расчетов. Это может быть вся трудовая жизнь целиком или какой-либо ее отрезок, последний или промежуточный.

Наиболее часто на практике при подсчетах пенсии используется последний отрезок трудовой жизни. Такой вариант является наиболее проигрышным для женщин. Вспомним экономическую теорию труда. Согласно ее постулатам, работники действуют рационально, стремясь максимизировать получаемую от оплачиваемой деятельности полезность. Поэтому мужчины, как правило, выбирают виды работ с высокой отдачей от накопленного человеческого капитала, для которых характерен достаточно низкий начальный уровень оплаты труда, который постепенно увеличивается на протяжении трудовой жизни. Женщины же, наоборот, выбирают виды работ, характеризующиеся отсутствием значительного роста оплаты труда в последующих периодах (в связи необходимостью отвлекаться от оплачиваемой трудовой деятельности на выполнение домашних обязанностей) (13). Исследования также показывают, что для женщин наиболее удачны в финансовом отношении как раз первые, а не последние периоды работы. Кроме того, многие из них отдают больше времени работе в домашнем хозяйстве в более поздние периоды трудовой жизни по сравнению с ее началом.

Расчет уровня пенсий, основанный на среднем заработке за достаточно большой период трудовой деятельности тоже не идеален, т.к. он ставит в ущемленное положение женщин, которые периодически попадали в категорию частично занятых или низкооплачиваемых работников.

По этой причине исследователи предлагают использовать для расчетов действующий в некоторых странах подход "лучших лет заработков". В соответствии с этим подходом из всей трудовой жизни работника отбирается несколько лучших в плане оплаты его труда лет, на основе которых и проводится затем расчет уровня пенсионных выплат. Это позволяет исключить влияние отдельных "плохих" периодов на понижение среднего показателя заработной платы. Такой подход используется, в частности, в Великобритании и Ирландии для расчета уровня пенсий для лиц, занимавшихся уходом за детьми, престарелыми и нетрудоспособными (14).

Перечисленные особенности устройства системы пенсионного обеспечения некоторых западных стран отнюдь не исчерпывают всех возможных претензий к ее устройству. Но и их достаточно для понимания его несовершенства с точки зрения гендерной нейтральности. Осознание этого несовершенства и заставляет исследователей промышленно развитых стран обращать пристальное внимание на проблемы пенсионного обеспечения женщин, активно искать пути их решения. И хотя многое из обсуждаемого и предлагаемого специалистами не реализовано и, вероятно, еще не скоро станет нормой жизни, привлечение ими внимания общественности к существующим проблемам, безусловно, ускоряет движение по пути к реализации политики равных прав и возможностей мужчин и женщин в пенсионном обеспечении и решения проблемы феминизации бедности в старших возрастах.


1 Глава написана Т. Комиссаровой. ( Вернуться )
2 Patricia M. Evans, Gerda R. Wekerle. Women and the Canadian Welfare State: Challenges and Changes. Toronto : University of Toronto Press, 1997. ( Вернуться )
3 Life Planning for Women: Why Women Must Plan. L&L Arts, 1997. (Вернуться)
4 More and Better Jobs for Women. Geneva, 1996. (Вернуться)
5 Доклад о развитии человека за 1995 год. Нью-Йорк Оксфорд, 1995; Методы измерения участия и производственной деятельности женщин в неформальном секторе. ООН, 1991. (Вернуться)
6 Доклад о развитии человека за 1995 год. Нью-Йорк Оксфорд, 1995. (Вернуться)
7 Доклад о развитии человека за 1995 год. Нью-Йорк Оксфорд, 1995. ( Вернуться )
8 Cassels J. Pension Credits for Unpaied Work: A Discussion Paper. University of Victoria . Faculty of Law. ( Вернуться )
9 Cassels J. Pension Credits for Unpaied Work: A Discussion Paper. University of Victoria . Faculty of Law. ( Вернуться )
10 Cassels J. Pension Credits for Unpaied Work: A Discussion Paper. University of Victoria . Faculty of Law. ( Вернуться )
11 Luckhas L., Ward S. Equal Pension Rights for Men and Women: A Realistic Perspective. //Journal of European Social Policy, 1997, Vol. 7(3): 237-253. ( Вернуться )
12 Doring D., Hauser R., Rolf G., Tibitanzl F. Old-Age Security for Women in the Twelve EC Countries.// Journal of European Social Policy, 1994, Vol. 4(1): 1-18. ( Вернуться )
13 Эренберг , Смит . Экономическая теория труда . М , 1996. ( Вернуться )
14 Luckhas L., Ward S. Equal Pension Rights for Men and Women: A Realistic Perspective. //Journal of European Social Policy, 1997, Vol. 7(3): 237-253. ( Вернуться )


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Введение 

Реформа пенсионной системы: причины и направления 

Модель формирования пенсионных накоплений и пенсионных выплат 

Пенсионные накопления 

Пенсионные выплаты 

Профессиональные пенсии 

Информационное обеспечение пенсионной реформы 

Исследования гендерных пенсионных систем за рубежом 

Заключение 

Литература 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом