главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Введение


С начала радикальных экономических реформ российская пенсионная система находится в глубочайшем кризисе. Все эти годы предпринимались малоэффективные попытки трансформации системы пенсионного обеспечения, с целью приблизить существующую пенсионную систему к новым экономическим отношениям. Но только сейчас изменения системы пенсионного обеспечения перешли в решающую стадию - полномасштабную реформу, которая уже начала обретать вполне определенные правовые рамки. Разработана и принята "Программа пенсионной реформы в Российской Федерации", определены временные рамки ее проведения; принят Федеральный Закон "О негосударственных пенсионных фондах", готовится ряд постановлений Правительства по его реализации; интенсивно обсуждается проект закона "О профессиональных пенсионных системах" и т.д.

Многочисленность уже принятых и еще только разрабатываемых нормативных и правовых документов, регламентирующих будущую пенсионную систему, обусловлена ее сложностью. Программой пенсионной реформы предусматривается трехуровневая система пенсионного обеспечения, сочетающая как накопительные, так и распределительные (основанные на солидарности поколений) принципы.

При обосновании направлений проведения пенсионной реформы и разработке Программы ее проведения основной упор был сделан на макроэкономические и демографические расчеты. Однако, на наш взгляд, такого обоснования, пусть даже сделанного на очень высоком научном уровне, все же недостаточно. Пенсионная система является не только частью экономической, но и частью социальной системы страны. Именно поэтому важно проведение дополнительных расчетов, которые дадут прогноз последствий пенсионной реформы для различных слоев населения, отличающихся как положением в сфере занятости и на рынке труда, так и своими социальными ролями. Надеемся, что данная работа хоть в какой-то мере заполнит этот пробел.

Принципиальным моментом новой пенсионной системы является то, что размер трудовой государственной пенсии, которую работник будет получать как из накопительной, так и из ее распределительной частей, тесно увязан со временем осуществления и величиной его пенсионных взносов, возрастом выхода на пенсию и остаточной ожидаемой продолжительностью жизни.

Жесткая зависимость размера будущей пенсии от величины фактических или условных пенсионных накоплений приведет к неоправданно высокой дифференциации пенсионных тарифов различных социально-демографических групп населения. Это связано прежде всего с тем, что накопительную систему можно считать справедливой только в том обществе, в котором все работники реально обладают не только равными правами, но и равными возможностями. Ведь такая пенсионная система подразумевает, что количество и качество оплачиваемого труда каждого человека зависит только от его желания и умения работать.

Она не учитывает фактически неравного положения в сфере занятости отдельных социальных групп, кроме того в трудовой биографии конкретного человека бывают очень разные по своей природе неоплачиваемые или частично оплачиваемые перерывы, часть из которых возникает по независящим от работника причинам, а часть - объединяет одно обстоятельство: в эти периоды работник выполняет работу, полезную не только с его индивидуальной точки зрения, но и с точки зрения общества. Это может быть служба в армии, учеба, декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком и т.д. При этом возникает естественный вопрос: должны ли как-либо учитываться эти перерывы в пенсионной системе? Если "да", то какие конкретно и каким образом это будет делаться?

Настоящее исследование во многом посвящено поиску ответов именно на эти вопросы. При этом мы исходили из того, что новая пенсионная система не должна заменять меры демографической, образовательной, оборонной политики и политики занятости, но в то же время не должна и противоречить им. Системы социальной защиты и пенсионного обеспечения должны быть согласованы таким образом, чтобы работник, имеющий общественно-полезные или вынужденные перерывы в трудовой деятельности, не был бы "наказан" в будущем низкой пенсией. В то же время недопустима ситуация, аналогичная той, которая до сих пор имеет место при выплате льготных пенсий по условиям труда, когда "льготным" пенсионерам пенсии выплачиваются за счет всех работающих.

В работе исследована дифференциация пенсионных тарифов для различных социально-демографических групп населения методом математического моделирования. Для этого на основе методов актуарной математики разработана модель, позволяющая оценить влияние различных перерывов в трудовой деятельности и существующей асимметрии в сфере занятости - на пенсионные тарифы мужчин и женщин, принадлежащих различным социально-демографическим группам.

Кроме того, в работе рассмотрен ряд проблем, без обсуждения которых, понашему мнению, работа не была бы завершенной. В первую очередь это проблемы, связанные с формированием профессиональных пенсионных систем и информационным обеспечением пенсионной реформы, а также краткий обзор гендерных проблем пенсионного обеспечения, по которым сегодня ведутся дискуссии в экономически развитых странах.

Мы надеемся, что представленная книга будет способствовать более широкому обсуждению проблем реформирования в нашей стране всей социальной сферы и, в частности, системы пенсионного обеспечения. И эти дискуссии в свою очередь позволят не только более глубоко проанализировать возможные социальные последствия такого реформирования, но и послужат осознанию ответственности каждого за свое материальное благосостояние в старости.

Авторы хотели бы выразить искреннюю признательность Т. Комиссаровой за написание главы 7 и Л. Е. Соломатиной за подборку статистических материалов к разделу "Гендерные различия режима смертности" и написание раздела "Остаточная продолжительность жизни" главы 4, а также Е.Н. Бодровой за предоставление материалов для раздела "Вынужденные перерывы" главы 3.

Мы выражаем глубокую благодарность Фонду Форда за оказанную финансовую поддержку в проведении исследования и публикации его результатов.


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Введение 

Реформа пенсионной системы: причины и направления 

Модель формирования пенсионных накоплений и пенсионных выплат 

Пенсионные накопления 

Пенсионные выплаты 

Профессиональные пенсии 

Информационное обеспечение пенсионной реформы 

Исследования гендерных пенсионных систем за рубежом 

Заключение 

Литература 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом