главная о портале наши партнеры реклама на сайте контакты карта сайта

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин:
Пароль:
регистрация
забыли свой пароль?

Предисловие М.Э. Дмитриева


Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является важнейшим элементом социальной защиты работников от профессиональных рисков. Это особенно актуально сегодня, в условиях когда происходит реальное снижение платежеспособности предприятий, и возрастает вероятность их банкротства и ликвидации. С 1 января 2000 г. в России кардинально изменился механизм данного вида страховой защиты - он основывается на положениях Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и ежегодно принимаемых федеральных законах о страховых тарифах по данному виду обязательного социального страхования.

С введением в действие указанных законов планировалось повысить гарантии обеспечения пострадавших на производстве путем перехода от индивидуального метода возмещения вреда на страховые принципы социальной защиты. Однако опыт одногодичной практики применения названных законов и принятых для их реализации подзаконных документов показал, что эти планы оказались нереалистичными, а сама система во многом недееспособной. Об этом красноречиво свидетельствует факт то, что в конце 2000 г. порядка 6 млрд. руб. собранных страховых взносов для работы названной страховой системы оказались неиспользованными на законодательно установленные цели, образуя избыточные и недоходные резервы в виде остатков свободных средств на счетах государственного казначейства. Анализ причин такого «сбоя» в работе Фонда социального страхования позволил вскрыть существенные недостатки действующего страхового механизма связанные, прежде всего, со следующим.

· Несовершенством действующего законодательства, регламентирующего данный подвид социального страхования, которое вывело его на беспрецедентный уровень с точки зрения финансовых обязательств государства перед каждым конкретным застрахованным. Принципиально система устроена так, что она создает мощнейший интерес со стороны работников (при наличии альтернативы) пользоваться именно этой системой социальной защиты, т.к. страховое возмещение здесь более высокое, чем по другим видам социального страхования, а в ряде случаев даже выше заработной платы аналогичных работников. В дополнение к этому работодатель не несет издержек связанных с увеличением количества несчастных случаев и профзаболеваний, поэтому ему экономически нецелесообразно вкладывать деньги в улучшение условий труда.

· Значительной неадекватностью страховых тарифов, которые в 2000 г. были впервые установленных конкретным предприятиям только на основе их принадлежности определенным группам отраслей или подотраслей. Как результат во многих случаях тарифы были завышены по сравнению с их фактическими значениями, которые возможно рассчитать при помощи актуарных методов на основе уровня производственных рисков конкретных застрахованных.

· Малыми объемами и низким качеством предоставляемой страховой защиты в плане лечения и реабилитации. Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 125 эти услуги должны быть столь высокого качества, чтобы ускоренным образом способствовать выздоровлению и возвращению к работе травмированных лиц, снижать количество случаев стойкой утраты трудоспособности.

· Слабой мотивацией страхователей решать задачи снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, проводить в этих целях превентивные мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда застрахованных.

· Несовершенством статистического, информационного, аналитического и методологического обеспечения данного вида страхования, что вызвано малым опытом работы новой страховой системы в Российской Федерации, а также недостаточным учетом накопленного опыта коллективного страхования работников от несчастного случая и профессиональных заболеваний.

Во второй половине 2000 г. Правительство Российской Федерации своим распоряжением № 1072-р утвердило Основные мероприятия в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 – 2001 годы, в которых пункт 40 предусматривает совершенствование механизма обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предстоит большая работа по подготовки и внесению комплекса поправок, изменений и дополнений в действующую нормативную базу, в том числе непосредственно связанных с актуарными расчетами. В этой связи необходимо обратить внимание на следующее.

1. В Федеральном законе "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год", принятом Государственной Думой Российской Федерации в 3 чтении, группировка отраслей и подотраслей производится по 22 классам профессионального риска, что обеспечивает большую зависимость тарифа от уровня страхового риска. Однако, на наш взгляд этого явно недостаточно, и целесообразно дальнейшее расширение числа классов профессионального риска не менее чем в полтора-два раза (с 22 классов до 30 и более).

2. Для устранения существующей практики перекрестного субсидирования предприятий высокорисковых отраслей за счет взносов низкорисковых должны быть существенно повышены значения страховых тарифов верхних десяти-пятнадцати классов профессионального риска (с 8,5% до 20-30% и, возможно, более процентов). При этом предприятия высокорисковых отраслей, например, такие как угольные шахты, очевидно, будут не в состоянии платить столь значительные взносы без снижения достигнутой рентабельности. Конечно это большая проблема, но ее можно решить путем предоставления отдельным предприятиям прямых государственных субсидий из федерального и региональных бюджетов для уплаты повышенных страховых взносов. Это меньшее зло, чем сохранить порочную практику перекрестного субсидирования, которая все маскирует и тем самым лишает эффективности действующую систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Необходимо пересмотреть механизм индексации и устранить дублирование страховых выплат. Не должен человек получать одновременно пенсию и возмещение вреда за утраченный заработок. Например, сегодня типична ситуация, когда 90-летнему инвалиду труда, который объективно не может работать из-за старости, выплачивают пенсию на общих основаниях и дополнительно компенсируют заработок, который он якобы, в это время должен был получать. При этом индексация утраченного заработка осуществляется по заработной плате.

4. Перспективным представляется осуществление ежегодного перерасчета тарифной сетки, с учетом изменения уровня страховых рисков и произведенных по страховым случаям выплат, а также эффективности расходов на осуществление превентивных мероприятий. Для этого необходимо разработать действенные механизмы, позволяющие страхователю лучше реализовывать свое право на получение предусмотренных законом скидок со страхового тарифа, а в случае повышения профессионального риска или неэффективного использования средств обязательного социального страхования страхователю неотвратимо должны быть установлены соответствующие надбавки к страховому тарифу. Сегодня предельные размеры страховых тарифов, а также максимальные размеры скидок и надбавок к страховым тарифам (сейчас 40%), устанавливаются федеральным законом. В перспективе для этих целей должна использоваться разработанная и утвержденная Правительством Российской Федерации методика актуарного расчета скидок и надбавок на страховые тарифы.

5. В целях эффективного использования средств обязательного социального страхования, а также получения адекватной информационно-статистической базы для актуарных расчетов страховых тарифов в последующие периоды необходимо разработать и установить механизмы формирования и размещения Фондом социального страхования Российской Федерации страховых резервов по данному виду обязательного социального страхования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Одновременно необходимо разработать и установить основные принципы информационного и статистического учета по данному виду обязательного социального страхования, в том числе по категориям выплат (раздельно по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям), а также требования к публикации статистических сведений по данному виду страхования в средствах массовой информации.

6. В настоящее время классификация отраслей (подотраслей) является весьма приблизительной с точки зрения перспективных задач развития системы социального страхования профессиональных рисков. Так, текстильная промышленность в целом, в том числе хлопчатобумажная подотрасль, были в 2000 г. отнесены к 16 классу профессионального риска наряду с асбестовой и медной промышленностью, машиностроением и металлообработкой. Обувная промышленность - в 11 классе в ряду с химией и нефтехимией. Однако по фактическому уровню риска текстильщики должны быть скорее отнесены к 13 классу, обувщики – 5-му. Подобного рода факты свидетельствуют, что вне рыночных отношений отнесение предприятия к классу профессионального риска происходит очень неточно, путем проб и ошибок, вызывающих жалобы и споры.

С другой стороны, имеются примеры занижения тарифов по сравнению с фактическими рисками по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в отношении работников бюджетной сферы, работников угольной промышленности и ряда других отраслей (подотраслей).

Поэтому целесообразно в самое ближайшее время завершить работу по пересмотру кодов ОКОНХ и модернизировать систему присвоения классов профессионального риска на основе страховых критериев, и т.д.

7. Необходимо ставить вопрос о постепенном включении негосударственных страховщиков в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. Конкуренция в этой сфере поможет добиться более тесной увязки размера тарифа с фактическим страховым риском на каждом конкретном предприятии.

Вот далеко не полный перечень проблем, с которыми придется столкнуться при совершенствовании действующего механизма обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предлагаемая Вашему вниманию монография будет полезной на разных этапах процесса реформирования этой системы. В этой книге представлено комплексное эмпирическое исследование проблем социального страхования в связи с трудовыми увечьями и профессиональными заболеваниями, приводится анализ тенденций и факторов инвалидности по профессиональным заболеваниям, рисков смертности и заболеваемости среди инвалидов и различных профессиональных групп работников. На основе разработанной авторами экономико-математической модели системы социального страхования проведены расчеты страховых тарифов для альтернативных форм организации системы страхования вреда по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям, оценена потребность в реабилитации инвалидов.

По своей структуре и содержанию представляемая работа является подробным и высокопрофессиональным исследованием практически значимой проблемы, по которой традиционно ощущался недостаток эмпирических знаний. Выводы авторов опираются на обширный массив первичной информации - данные стандартной статистической отчетности удачно дополняются специальными выборочными медико-социологическими обследованиями, что заставляет относиться к высказанным аргументам с повышенным вниманием и высокой степенью доверия.

Особого внимания (особенно сейчас, когда обсуждается возможность передачи части обязанностей страховщика от Фонда социального страхования к негосударственным страховым организациям) заслуживает часть исследования посвященная совершенствованию методов оценивания профессиональных рисков и расчета страховых тарифов в системе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предложенные методы представляются вполне корректными и применимыми в практических целях.

Некоторые положения работы могут служить поводом для конструктивной дискуссии. Но в целом проделанная работа заслуживает высокой оценки, как в методическом плане, так и в плане практической значимости. Хочется надеяться, что она никого не оставит равнодушным, и это одно из важных достоинств данной книги.

Первый заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации

М.Э. Дмитриев


смотреть комментарии (0)

Содержание 

Благодарности  

Предисловие М.Э. Дмитриева 

Глава I. Инвалидность вследствие профессиональных заболеваний и производственных травм: основные причины, динамика, структура  

Глава II. Экономико-математическая модель системы социального страхования 

Глава III. Риск смертности  

Глава IV. Риск заболеваемости 

Глава V. Экономический базис  

Глава VI. Страховые тарифы  

Глава VII. Потребность в реабилитации  

Глава VIII. Социально-демографический портрет инвалидов труда  

Глава IX. Роль профсоюзов  

Литература 

АНО НААЦ 

Разработка сайта:
Студия "Креативика"
© IAAC 2007. Адрес: 125284, Москва, 1-й Хорошевский проезд, 3А
тел.: +7 (495) 653-15-38, +7 (495) 945-41-31,
e-mail: Chief@actuaries.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Страховой каталог INS.ORG.RU Яндекс цитирования Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом