- Эстель Джеймс, Димитрий Виттас "Этап расходования средств, накопленных в системах установленных взносов (выплаты)"
- Модернизация сектора страхования
Модернизация сектора страхования
Предполагается, что сектору страхования будет принадлежать важная роль в компонентах новой пенсионной системы, имеющих дело с пенсией по утрате трудоспособности и по потере кормильца, а также с аннуитетами, и что он окажется среди главных “выгодополучателей” пенсионной реформы. Однако в большинстве развивающихся стран сектор страхования испытывает серьезные структурные проблемы. Регулятивная база общего репрессивного характера тормозила конкуренцию, мешала внедрению новых подходов и снижала эффективность. Как страховые премии, так и новые продукты подвержены проверкам и контролю со стороны органов регулирования, где вместо опытных профессионалов работают чиновники-бюрократы. Часто вводятся правила инвестирования, которые принуждают пенсионные фонды и страховые компании вкладывать средства в государственные облигации, которые дают отрицательный реальный доход.
В развивающихся странах нередко в секторе страхования доминирующее положение занимают одна или две государственные компании, частных и иностранных компаний мало, многие компании неплатежеспособны и не обладают достаточной степенью капитализации. Страховые компании как правило не располагают достаточным капиталом, обеспечивают низкий инвестиционный доход, работают с большими операционными издержками, слабо контролируют деятельность брокеров, имеют значительную дебиторскую задолженность; для них характерны мошенничество и необоснованно высокие выплаты для некоторых застрахованных, а также длительные споры и задержки в разбирательствах с большинством клиентов. Эти проблемы усугубляют взаимное недоверие, существующее между страховыми компаниями и потребителями.
Из-за наличия жестких мер контроля и отсутствия надежных данных страховым компаниям в большинстве развивающихся стран не удалось получить техническую квалификацию, необходимую для установления цен на риск и размеров резервов; их финансовое управление неудовлетворительно. Систематический сбор данных о потерях не ведется, таблицы продолжительности жизни должным образом не составляются. Вообще, в большинстве развивающихся стран страховые компании пользуются таблицами продолжительности жизни, разработанными для развитых стран, но отражающими ситуацию в этих странах 20 или 30-летней давности. Ценовая конкуренция в сфере страхования физических лиц определяется информацией и другими издержками, связанными с поиском, а также важной ролью, которая принадлежит агентам по продаже услуг; это ведет к тому, что даже в США и других развитых странах наблюдается значительный разброс цен на аннуитеты.
Таким образом, чтобы обеспечить дальнейшее развитие и модернизацию сектора страхования, большинству развивающихся стран необходимо предпринимать радикальные реформы. Эти реформы могут включать в себя реорганизацию и приватизацию основных государственных компаний, рекапитализацию и консолидацию раздробленного сектора, допуск на внутренний рынок иностранных компаний или создание совместных предприятий с международными страховыми группами, пересмотр регулирования в области страхового дела, повышение “прозрачности” страховых подходов и контрактов на предоставление аннуитетов, а также создание действенного органа по регулированию страховой деятельности. В сфере регулирования нужно отказаться от контроля за страховыми премиями и продуктами и от предписанных инвестиций; вместо этого следует заниматься мониторингом платежеспособности и контролем за соблюдением осмотрительной страховой практики, чтобы обеспечить надежность отдельных компаний и защитить интересы держателей страховых полисов и аннуитетов. Чрезвычайно важно составить таблицы по текущей и прогнозируемой продолжительности жизни и опубликовать сравнительные прейскуранты страховых компаний по различным продуктам. Необходимо готовить актуариев и управляющих активами, и в этом важную роль могут сыграть иностранные компании.
Большинство стран Латинской Америки, а также ряд стран Восточной Европы уже осуществили реформы в страховом секторе. Страны Азии приступили к реформированию после финансового кризиса, который обнажил серьезные структурные проблемы. В Чили премии при страховании жизни (которые включают премии на случай потери трудоспособности, гарантированные пожизненные и аннуитетные премии) выросли с 0,94% ВВП в 1984 году до 2,11% в 1996 году, в то время как совокупные резервы страховых компаний выросли за тот же период с 2% ВВП до 7%. Ожидается, что в долгосрочной перспективе резервы страховых компаний превысят активы пенсионных фондов. Однако во многих других странах премии при страховании жизни остаются очень низкими, а аннуитеты практически не существуют.