Следить за тарифами страховых компаний будет структура, независимая от бизнеса и государства
Правовой основой деятельности новой структуры станет федеральный закон об институте независимых актуариев, который передан в Госдуму и в сентябре будет рассмотрен в первом чтении. Если законопроект благополучно пройдет парламент, независимые актуарии начнут свою работу с первого января будущего года.
- Институт будет определять, является ли тариф страховой компании экономически обоснованным или нет, - объяснил корреспонденту "РГ" Александр Коваль. - И уже на основании выводов актуария надзорные органы получат право применять к компании санкции - вплоть до отзыва лицензии.
В общем, новая структура станет своеобразным посредником между государством и страховыми компаниями. Независимые актуарии - дипломированные и аттестованные математики или экономисты - помогут в борьбе с недобросовестными практиками страховых компаний, которые особенно распространились во время кризиса. Некоторые страховщики в разы снижают тарифы в надежде привлечь клиентов. Однако это ослабляет финансовую ликвидность игрока и грозит тем, что однажды демпингующая компания не сможет расплатиться по своим обязательствам. Сейчас надзорный орган, наблюдая случаи ценового демпинга, не имеет права повлиять на поведение страховщика. Если новый закон будет принят, с начала следующего года появится юридическое основание для государственного вмешательства - заключение независимого актуария.
По оценкам Росстрахнадзора и самих страховщиков, новшество не должно существенно повлиять на действующие страховые тарифы. Как отметил в разговоре с корреспондентом "РГ" начальник управления одной из крупнейших российских страховых компаний Игорь Алексеев, расценки добросовестных игроков останутся на прежнем уровне. А вот тем компаниям, которые практиковали завышенные или заниженные тарифы, придется подтягиваться к "среднему арифметическому".
Пока же Росстрахнадзор рекомендовал Всероссийскому союзу страховщиков определить средние тарифы по разным видам страхования своими силами и опубликовать эти расценки в средствах массовой информации. Чтобы потенциальный страхователь имел возможность сравнить, где тариф обоснованный, а где - сыр в мышеловке.
Ульяна Вылегжанина
"Российская газета" - Федеральный выпуск №4953 (129) от 16 июля 2009 г.